Летчик погиб 30 декабря 1944 года. Погиб Героем. И не только потому, что к этому времени гвардии старший лейтенант В.А. Баландин совершил 228 боевых вылетов, в 30 воздушных боях на своем «Яке» сбил 15 самолетов противника лично и 1 в составе пары, за что осенью 1944 г. был представлен к высшей награде. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему уже посмертно. Сами обстоятельства гибели можно назвать героическими. Он погиб в бою, сражаясь с превосходящим по численности противником. В паре с Машкиным летчик вступил в бой с десятью «Фоккерами» (Fw-190). Баландину удалось сбить два «фокке-вульфа», но и его «Як-3» был подбит и загорелся. Летчик покинул горящий истребитель, но парашют хоть и раскрылся, наполниться воздухом не успел из-за слишком малой высоты. От сильного удара о землю он, не приходя в сознание, через 2 часа скончался. Это случилось 30 декабря 1944 года.
Баландин прожил короткую, но яркую жизнь.
Родился он в феврале 1923 года в городе Баку (Азербайджан), в семье нефтяника. С 1941 года в рядах Красной Армии, направлен в Сталинградское военное авиационное училище летчиков. В 1942 году досрочно окончил его и убыл в действующую армию.
Воевал Владимир Баландин и в небе Крупщины в составе шестерки Николая Пинчука, ведущим «пары». После начала операции «Багратион» истребители 18-го авиаполка часто вылетали на разведку вдоль магистрали Толочин-Борисов, не раз приходилось вступать и в схватки с противником. Вот некоторые эпизоды из боевых будней летчиков, в том числе В. Баландина, взятые из книги Н. Пинчука «В воздухе – «Яки»:
«У нас произошли некоторые изменения в командовании. Командир эскадрильи Семен Сибирин был назначен штурманом полка, и ему присвоили очередное воинское звание майора. Вместо него комэском стал капитан Владимир Запаскин, а меня, к этому времени ставшему старшим лейтенантом, назначили его заместителем.
26 июня 1944 года 18-й Гвардейский ИАП и полк «Нормандия» получили задание прикрывать танковые войска, развивавшие наступление вдоль Минского шоссе на Борисов. В полдень, когда в воздухе находилась наша 1-я эскадрилья, В.И. Запаскин передал, что к району подходят 2 девятки «юнкерсов» под прикрытием «мессеров». Летчики вступили в бой… Вслед за мной поднялись и товарищи. Высотомер показывал 4500 метров. На большой скорости мы пошли на сближение с «мессерами». Они летели двумя четверками, держа дистанцию в 600-800 метров. Я передал Арсеньеву (ведомый Пинчука, – авт.): «Боря, с ходу атакуем первую четверку», а Баландину дал команду связать боем вторую четверку «мессершмиттов».
Немцы, надеясь на свое численное превосходство, приняли вызов. Бой начался с виражей, а затем продолжался на вертикальном маневре. На крутой горке мой «Як» настиг один самолет противника. От прямого попадания 37-миллиметрового снаряда он взорвался.
Тут же увидел, что другой фашист заходит в хвост Арсеньеву. Это могло кончиться плохо для моего ведомого. Предупредил его по радио:
– Борис, влево, резко влево, в хвосте – немец!
Узнав мой голос, он бросил самолет в крутую спираль, и огненная очередь прошла мимо.
В этот момент я почувствовал тупой удар. Мой самолет сильно встряхнуло. Не раздумывая, сваливаю машину в штопор. Увидел, что у «ястребка» нет половины левого элерона. Но, несмотря на повреждение, машина еще слушалась меня.
По пути на аэродром мысленно еще раз представил себе картину боя. Только теперь все понял. В пылу сражения, когда я гнался за «мессером», не заметил его ведущего. Зато он внимательно наблюдал за мной и, выбрав момент, полоснул из пушки по левой плоскости «Яка». А когда я был в штопоре, немец, очевидно, подумал, что со мной все кончено, и прекратил погоню.
Арсеньев потерял меня и пристроился к Баландину, который сбил одного фашиста. Самолет Николая Корниенко подбили, и он вынужден был выйти из боя».
Вот еще один эпизод.
«29 июня моросил частый мелкий дождь. Плотные облака окутали землю на высоте 200-300 метров. Такая погода считалась ограниченно летной. Несмотря на это, утром из штаба дивизии пришел приказ: любой ценой добыть разведданные о противнике на направлении главного удара наших войск. Меня и Владимира Баландина вызвали на командный пункт. Подполковник Голубов поставил задачу – произвести разведку участка шоссейной дороги в районе Крупок, Борисова. Вместе с командиром полка выбрали наиболее безопасный маршрут и профиль полета. С задачей справились, в этот раз данные разведки передавали по радио открытым текстом.
Только выполнили задание, как поступила команда вторично вылететь по тому же маршруту. Враг, вероятно, не ожидал, что в такую погоду могут появиться советские самолеты. Поэтому первый полет прошел сравнительно спокойно. Зенитки открывали огонь с большим опозданием. Теперь же немцы встретили нас ураганным огнем. Маневрируя скоростью и направлением, иногда скрываясь в облаках, мы сумели уклониться от вражеских снарядов и пуль.
Приземлившись, подтвердили виденное в первом полете. Указали участки, где было особенно большое скопление техники и живой силы врага, пометили на карте места, откуда немцы вели наиболее интенсивный зенитный огонь. Командир полка долго что-то доказывал по телефону офицеру из штаба дивизии, а когда вышел на улицу, мы увидели, что он чем-то расстроен.
– Генерал приказал еще раз осмотреть и обшарить этот район, – тихо сказал Голубов. – Вы уже устали, я слетаю сам.
Он дал команду старшему инженеру полка Андрею Захаровичу Нестерову быстро подготовить самолет Баландина. Командир полка и этот летчик были одинакового роста, и не требовалось подгонять сиденье в кабине. Через полчаса Голубов поднял «ястребок» в воздух...»
Командиру полка пришлось вступить в тяжелый бой с истребителями противника, который позже был запечатлен в рисунке летчика В.Н. Барсукова.
Три летчика, о которых рассказано в очерках. Три Героя Советского Союза: Николай Пинчук, Василий Барсуков и Владимир Баландин. По-разному сложились их судьбы. Но их объединяет общее: все они воевали в одном полку, воевали в небе Крупщины и высокое звание Героев получили за полные опасности разведывательные полеты, за сбитые самолеты, в том числе и в Крупском небе. Поэтому их мы можем по праву назвать Героями Крупщины.
Дмитрий ХРОМЧЕНКО, кандидат исторических наук.