Стал тем, кем хотел
МАЗ тормозит у ворот мехдвора. На кабине – Звезда передовика производства, еще с уборочной страды сохранилась.
– Вот муку на МТК «Плавучее» возил, – с улыбкой спускается с подножки Валерий Евгеньевич.
Поздравляем его с высокой наградой – на областном празднике, посвященном 85-летнему юбилею Минщины, Валерий Матюшенок получил Почетную грамоту Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Водитель, как всегда, скромно благодарит нас:
– Спасибо! Стараюсь, хотя, признаюсь честно, не награды для меня важны. Я просто работаю на совесть и с душой – на благо района, области и страны. Откуда тяга к технике? Даже не знаю. Мама в местном колхозе работала в полеводческой бригаде. Папа – в погрузочно-разгрузочной конторе в Борисове. К технике никакого отношения не имел. А я… О выборе профессии как-то особо и не задумывался. Будучи школьником, я не мечтал стать летчиком или космонавтом. И о таких ориентирах взрослой жизни, как карьера, заработная плата, перспективы не задумывался. Всё пришло само собой. И на радость маме и папе (смеется) я изъявил твердое желание стать водителем. Свою мечту мне удалось осуществить – я стал тем, кем хотел.
Управлять техникой наш герой рано научился. С нетерпением ожидал окончания восьмого класса, чтобы пойти на подработку – помощником комбайнера на время страды:
– Знали бы вы, какое чувство гордости я тогда испытывал! В деревне в то время подростков много было. Все хотели поработать на жатве – не каждого брали. А мне повезло! Иван Александрович Шалак – комбайнер со стажем, партийный активист, труженик с высокими наградами взял меня к себе в помощники. Радости не было предела. Где-то что-то подчистить, подделать, подкрутить, разумеется, под строгим присмотром опытного механизатора. А уж если Иван Александрович позволял мне посидеть за штурвалом «Нивы», сжать полосу хлеба, проследить, как зерно сыплется из бункера – это святое. Что тогда испытывал? Детские ощущения как сейчас помню: эти гектары я сжал, эти тонны я намолотил! Потом уже, став механизатором, я отвозил на тракторе от комбайна моего наставника измельченную солому...
Свой первый самостоятельный рабочий день Валерий Матюшенок не забывает:
– Мне 17 лет. Путевой лист получил, сел в трактор «МТЗ-80», поехал к комбайну. Как говорится, сам себе хозяин – сбоку-то никого нет. Сколько рейсов сделал? Уже и запамятовал. Помню только, что целый день колесил – и никакой усталости…
Сгодился, где родился
Малая родина Валерия Матюшенка – деревня Приямино. Учился парень в Начской школе. В Наче началась его трудовая деятельность – в колхозе «Коммунар». В 1985-м году окончил школу, устроился механизатором. Работал на МТЗ-81 – с сеялкой, плугами, органику вывозил и вносил. В общем, какая работа была, ту и делал.
– Потом отучился на водителя, получил права, – рассказывает Валерий Евгеньевич. – Отслужил в армии – вернулся в колхоз. Мне дали ГАЗ-53 с двойным подъемом. Техника неновая. Зерно подвозил для заправки сеялок. Картошку возил – тогда же в хозяйстве разные культуры выращивали. Потом уже новый бортовой ГАЗ-53 получил. В дальние рейсы ездил. Помимо сельскохозяйственных работ запчасти, блоки, кирпичи возил – в то время стройки шли. Молоком торговать ездили. По сезону на жатве работал. У нас тогда практиковалось, что помощник комбайнера и занятый на отвозке урожая был один человек. Госзаказ отправляли на машинах, от комбайнов зерно на тракторе отвозили.
Еще десять лет отработал Валерий Евгеньевич на молоковозе. Потом получил новый МАЗ. Говорит, аккурат на свой день рождения пригнал. Так по сей день и колесит на нем – 14 лет машина верой и правдой служит своему хозяину. Ремонтные работы он старается проводить своими силами, по надобности ремонтная бригада помогает.
За годы знакомства с Валерием Евгеньевичем я убедилась: любое сельскохозяйственное дело ему под силу.
– В сельском хозяйстве как? – деловито рассуждает водитель. – Работы хватает круглый год: сегодня на органике занят, завтра – сеешь, послезавтра силос и сенаж заготавливаешь, потом зерно возишь, корма животным на объекты подвозишь, то телят с фермы на ферму перевезти надо… В общем, всегда в курсе всего происходящего. Особая пора – жатва: напряженная и ответственная. Поспевшее зерно надо убрать бережно и по-хозяйски. К водителю – свои требования: намолоченный хлеб доставлять быстро, не допускать остановок комбайнов в загонке. Тут от шофера требуется многое: умение водить авто аккуратно, отлично ориентироваться на трассе и полевой дороге. Чтобы машина в пути не подводила, нужна высочайшая готовность техники к повседневной работе.
Все эти навыки отточены до мастерства, а правила уже давно закреплены в практике Валерия Матюшенка. Он старается их выполнять неукоснительно – и делает это во время выполнения всех видов работ.
Немало пройдено дорог
Кто-то может подумать, что труд водителя не отличается разнообразием. Только не Валерий Матюшенок!
– Скажете тоже! – говорит он. – Я же не по одному маршруту путь держу. Один день на другой совершенно ничем не похож. Сколько за свою трудовую жизнь километров накрутил? Попробуйте – посчитайте: в среднем в день минимум километров 70 выходит. Раньше, когда поля и животноводческие объекты были в стороне Косенич и Выдрицы, по пять рейсов накручивал – спидометр за четыре сотни километров показывал. А если за пределы района доводится выезжать, так и того больше. Так что, за 36 лет наколесил…
Трудовой день водителя Матюшенка начинается в восемь часов. По сезонным работам в деле с шести утра. Прежде чем выехать в рейс, профессиональным взглядом осматривает МАЗ: нет ли каких дефектов кузова, повреждений, нормальное ли давление в шинах, достаточно ли масла, работают ли фары, поворотники, тормоза. Утром – задание по разнарядке, получает путевой лист, проходит медицинское освидетельствование, на заправку – и в путь.
– Каждый рабочий день по-своему запоминающийся, – вспоминает случаи из практики Валерий Евгеньевич. – Как-то из Слуцка ехал, отходы свеклы вез. По дороге колесо выстрелило. Из кузова вода течет – поломку нужно устранять, надо лезть под машину. Поменял колесо, мокрый весь. Робу снял, в майке домой ехал, а дело-то зимой было. В шоферской жизни всего хватает… Не зря же водителю желают: ни гвоздя, ни жезла.
Интересуюсь:
– Что делает настоящий водитель, если никуда не нужно ехать?
Мой собеседник с улыбкой отвечает:
– Настоящий водитель моет свой автомобиль. В общем, без дела сидеть некогда. Знаете, многие меня спрашивают, сложно ли быть водителем? Скажу, что ответственность очень большая. Впрочем, как и на любой другой работе. Но зато интересно. Здесь ты не скажешь, что жизнь прошла незаметно. Всё на виду. И люди с их проблемами и настроением, и природа, которая меняет свои краски в зависимости от пор года. О, как сказал! Дух романтика проявил (улыбается).
О своем профессиональном выборе Валерий Матюшенок в принципе не жалеет.
– Хотя буду честен: всякие моменты случаются, – признается он. – Бывает, нахлынут эмоции, я и вспылю: почему в механики не пошел, ведь предлагали же в свое время отучиться?! А потом успокоюсь: и что бы я делал? Путевки выписывал да машины проверял. То ли дело – водителем быть. Немало пройдено дорог – впереди еще много километров пути и несчетные тонны груза. Каждый день кручу баранку и слова из песни вспоминаю: «Мчится тихий огонек моей души…»
Пункт назначения
О деле, что человеку по душе, можно говорить очень долго. И с этим Валерий Евгеньевич согласен:
– Дорога бесконечна, но она имеет пункт назначения. Скажем так, конечную точку, куда человек стремится всегда, куда бы его ни забрасывала судьба. И этот конечный пункт называется просто: родной дом, где меня всегда ждут. Как говорится, тыл у меня надежный. Семья большая: жена Елена, три дочери – Юлия, Татьяна и Виктория, двое внуков – Яна и Егор. Детвора – отрада дедушки (улыбается). Как только приехали в гости – непременно с дедом на работу. И подъем ранний им нипочем. А потом вечером наперебой делятся впечатлениями за день. По лету зерно с ними возили. Кто знает, может, Егорка продолжит дело деда?..