krupki.by

ru RU be BE en EN

Через 6 месяцев госорганы применят в работе скорректированные нормы Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц»



Через 6 месяцев госорганы применят в работе скорректированные нормы Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц»

Автор / Общество / Вторник, 07 июля 2015 16:32 / Просмотров: 1802

Совет Республики одобрил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». В связи с этим уже через 6 месяцев госорганы и другие организации будут применять в работе скорректированные нормы. О том, что нужно знать и заявителям, и чиновникам, мы продолжаем разговор с Председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по законодательству и государственному строительству Лилией Мороз.

– Лилия Францевна, законопроект конкретизировал обязанности заявителей, а также закрепил отдельные права организаций и индивидуальных предпринимателей. Какие именно?

– Установлена обязанность заявителей подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией. Это вытекает из требований подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели наделяются правом запрашивать в установленном порядке документы или сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях. Они вправе обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения. Детализируется содержание расходов, которые могут быть взысканы с заявителей в случае направления систематически необоснованных или заведомо ложных обращений. К таким расходам отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения. Порядок расчета этих расходов установит Совет Министров.

– Зачастую в организации поступают идентичные обращения или дополнения к уже направленным. При этом остается неясным, каким образом рассматривать такие обращения (например, требуется ли на каждое из них направлять ответ). Урегулирована ли такая ситуация? 

– Для однозначного решения этого вопроса законопроектом определяется, что в такой ситуации если ответ на первоначальное обращение еще не направлен, то может быть дан общий ответ в сроки, установленные Законом для рассмотрения первоначально поступившего обращения. В этом случае указанные обращения учитываются как одно. Необходимо обратить внимание и на то, что конкретизирован порядок направления ответов на коллективные обращения. Определено, что в случае, если в коллективном обращении указан заявитель, которому необходимо направить ответ, то ответ адресуется именно ему с просьбой проинформировать других заявителей. В ином случае ответ на коллективное обращение направляется первому в списке заявителю, указавшему адрес своего места жительства или места пребывания с просьбой проинформировать других заявителей.

– Сейчас все большую популярность приобретают электронные обращения. Это и понятно с развитием современных информационных технологий. Что появилось нового в законодательстве в соответствии с той практикой, которая наработана за последнее время?

– В Законе закрепляется, что на официальном сайте государственного органа или государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений. Это направление на адрес электронной почты или размещение в специальной рубрике на официальном сайте. Требования к специальной рубрике будут определены Советом Министров Республики Беларусь. Что касается электронных обращений, поступивших в другие организации, то они не рассматриваются, если иной порядок работы не определен руководителем организации или вышестоящей организации. Для обеспечения защиты персональных данных граждан предусматривается, что если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, то заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением. Данный подход корреспондируется с предписаниями статьи 18 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации». Обращаю внимание на то, что с учетом положений части второй подпункта 1.2 пункта 1 Указа №  498 установлено, что если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), то ответы на них по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте без направления ответов или уведомлений заявителям.

– Лилия Францевна, система официального опубликования позволяет сделать информацию максимально доступной для ознакомления. Но нередко граждане обращаются в госорган с просьбой эту информацию предоставить им лично. А это дополнительное время и, как правило, объемные документы. 

– Такие ситуации нередки. И здесь принято решение идти более рациональным путем. В частности, предусмотрено, что в ответах на письменные обращения о предоставлении информации, опубликованной в официальных СМИ либо размещенной в открытом доступе на официальных сайтах или на других государственных информационных Интернет-ресурсах,  вместо подробной информации может содержаться название, дата выхода и номер издания, в котором она опубликована, либо адрес сайта, где она размещена.

– Все новации в законодательстве созданы для повышения эффективности работы, а в этом заинтересованы и госорганы, и граждане…

– Конечно. Надо отметить, что положения данного закона многократно обсуждались в формате различных заседаний. Было проведено выездное расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации и Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству по данной тематике. Это позволило детально изучить опыт работы, а главное – услышать конкретные предложения с мест, которые мы постарались учесть в законе. Мы уверены, что заложенные в нем механизмы будут способствовать повышению качества в работе с обращениями граждан и юридических лиц. Особенно это важно сегодня, когда работе с обращениями граждан придается первостепенное значение при оценке деятельности государственных органов. В завершение хотелось бы подчеркнуть, что закон принят, однако при его применении нельзя допускать равнодушное отношение к своим обязанностям, проявлять бюрократизм, чванство, формализм при рассмотрении обращений граждан. Прежде всего, должно быть чуткое и внимательное отношение к людям.

Автор

Марина Бородавко

Марина Бородавко

Актуально

20 апреля "прямую ли­нию" проведет управляющий делами райисполкома

В субботу, 20 апреля, с 9.00 до 12.00 прямую телефонную ли­нию проведет управляющий делами Крупского районного исполнительного комитета СЕНЦОВА Валентина Васильевна. Телефон 2-77-47.

27 апреля состоится собрание членов садового товарищества Надежда-5 по вопросу о включения товарищества в границы города

В субботу, 27 апреля, в 11.00 в доме культуры состоится собрание членов садового товарищества Надежда-5 с участием представителей Крупского районного исполнительного комитета по вопросу о возможности включения территории товарищества в границы населенного пункта г. Крупки.

20 апреля "прямую ли­нию" проведет управляющий делами Крупского райисполкома

В субботу, 20 апреля, с 9.00 до 12.00 прямую телефонную ли­нию проведет управляющий делами Крупского районного исполнительного комитета Сенцова Валентина Васильевна. Телефон 2-77-47.

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 5-51-11

Please publish modules in offcanvas position.