krupki.by

ru RU be BE en EN

Социально­экономическое состояние регионов и перспективы их развития



Социально­экономическое состояние регионов и перспективы их развития

Автор / Официально / Среда, 18 марта 2020 09:41 / Просмотров: 143

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил: «Фундамент успешного развития государства – сильная экономика, поэтому, прежде всего, необходимо развивать экономику регионов, создавать там рабочие места с достойным уровнем зарплаты».

Оценка степени развития регионов и стран осуществляется с помощью ряда универсальных интегральных показателей, один из которых – Индекс человеческого развития, разработанный ПРООН. По данному индексу Беларусь занимает 50 позицию из 189 государств и входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития, согласно  классификации ООН.

В регионах разработаны системные документы программного и планового характера. В рамках выполнения поручения Главы государства по ускоренному социально-экономическому развитию 11 городов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (Барановичи, Пинск, Новополоцк, Орша, Полоцк, Мозырь, Лида, Борисов, Солигорск, Молодечно, Бобруйск) и соответствующих административно-территориальных единиц разработаны и приняты Комплексные планы ускоренного развития данных территорий.

Одним из ключевых показателей социально-экономического развития является валовой внутренний продукт. Более половины ВВП страны (52,9%) формируют 3 региона: г. Минск (26,9%), Минская (15,8%) и Гомельская (10,2%) области. По итогам 2019 года наибольший рост валового регионального продукта достигнут в Минской области (104,4% к 2018 году). Основная доля ВРП формируется предприятиями промышленного комплекса.

Основными индустриальными регионами являются Гомельская (20,6% объема промышленного производства страны), Минская (19,6%), Витебская (14,3%) области и г. Минск (15,4%).

Основным видом деятельности является обрабатывающая промышленность, которая формирует от 15,1% ВРП в г. Минске до 40,6% – в Минской области. Положительное влияние на формирование ВРП в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской областях и г. Минске оказали предприятия по производству продуктов питания, напитков и табачных изделий. Увеличение производства товаров на основе отечественного сырья углубленной переработки обеспечило рост выпуска продукции из дерева и бумаги во всех регионах.

Основные производители сельскохозяйственной продукции в стране – хозяйства Минской (24,8% республиканского объема), Брестской (19,4%) и Гродненской (16,6%) областей. Лидером по производству (выращиванию) скота и птицы является Минская область (произведено 28,9% республиканского объема). Минская и Брестская области являются лидерами в производстве молока (49,6%).

За 2019 год за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 4 061,9 тыс. кв.м жилья (102,4% к 2018 году). Наибольшие объемы жилья введены в Брестской (16,9% к республиканскому объему) и Минской (31,1%) областях. С государственной поддержкой в республике введено в эксплуатацию 1 165 тыс. кв.м жилья, в наибольших объемах – в Брестской (24,8%), Минской (18,4%) и Гомельской (15,9%) областях. Индивидуальных жилых домов введено в эксплуатацию 1 770,9 тыс. кв.м.

Оптовая и розничная торговля оказала положительное влияние на формирование ВРП в 4 регионах: в Брестской, Минской, Гродненской и Могилевской областях. В основном, это обусловлено наращиванием объемов розничного товарооборота. Во всех регионах отмечается его рост от 101,4% в Витебской области до 107,7% – в Минской области (по республике –104,2%).

Такая ситуация связана с открытием новых торговых объектов, реконструкцией и модернизацией действующих объектов, проведением акций, а также ростом реальных денежных доходов населения, использованием механизмов потребительского кредитования.

По итогам 2019 года обеспечен рост инвестиций в основной капитал во всех регионах, кроме Гродненской области. В 5 областях темпы роста инвестиций в основной капитал опережают среднереспубликанский темп (105,7%): в Брестской (106%), Витебской (106,2%), Гомельской (115,6%), Минской (112,6%), Могилевской (109,8%).

В Минской области завершен ряд следующих инвестиционных проектов: «Создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90–450 тонн» (ОАО «БЕЛАЗ» – УПХ «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»); «Строительство завода по производству нитрата калия на территории Любанского района» (ООО «Белкалий-Мигао»); «Реконструкция действующих и создание новых инженерных и производственных мощностей по производству мясо-колбасных, кулинарных и иных изделий из мяса птицы и продуктивных животных на территории Смолевичского района» (ЗАО «ЮНИМИТ»).

Для привлечения инвестиций в экономику предлагаются различные преференциальные режимы,  которые взаимно дополняют друг друга. В числе основных преференциальных режимов –  свободные экономические зоны, особая экономическая зона «Бремино-Орша», Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», Парк высоких технологий и т.д.

По итогам 2019 года регионами привлечено 1 227,4 млн долл. прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Наибольшая деловая активность сохраняется в г. Минске и Минской области. Предприниматели столицы и Минской области вносят более весомый вклад в развитие региональных экономик. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП г. Минска составляет более 40%, в Минской области – около 32%.

На государственном уровне проводится работа по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Одним из основных инструментов поддержки является Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы. Действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

К стимулированию развития малого и среднего предпринимательства на отдельных малых территориях привлекаются международные организации. Министерством экономики Рес­публики Беларусь реализуются два проекта Международной технической помощи. Проект «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь» ориентирован на развитие местных микро-, малых и средних предприятий, а также иных предприятий, нацеленных на решение социально-значимых проблем.

Его реализация будет способствовать созданию рабочих мест на местном уровне с акцентом на молодежь и уязвимые группы населения не менее чем в 12 районах страны.

С февраля 2017 г. реализуется проект «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Рес­публики Беларусь». В рамках данного проекта на отобранных 6 пилотных площадках планирует­ся создание центров поддержки предпринимательства.

Внешнеэкономическая деятельность регионов нацелена на обеспечение сбалансированности во внешней торговле товарами и услугами. Экспорт товаров в 2019 году в целом по стране составил 32,9 млрд долл., или 97,1% к 2018 году. Наибольший удельный вес в объеме экспорта товаров страны приходится на г.Минск (34,7%), Минскую (22,6%) и Гомельскую (12,4%) области.

Важнейшими товарными позициями, поставляемыми на экспорт, являются молочная и мясная продукция, рыбопродукты, масло рапсовое, газовые плиты, холодильники и морозильники, ткани льняные, чулочно-носочные изделия, обувь, мебель, лекарственные средства, плитка керамическая, изделия из пластмасс, полиамиды и т.д.

Регионы расширяют географию поставок продукции при сохранении и усилении позиций на традиционных рынках (Российская Федерация, Украина, Казахстан, Армения). При этом основное внимание уделяется расширению географии поставок готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Согласно проекту Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года, стратегической целью регионального развития является создание в регионах равных возможностей для достижения высокого уровня и качества жизни населения на основе реализации личностного потенциала и удовлетворения потребностей граждан, рационального размещения производительных сил, эффективного, сберегающего и развивающего использования ресурсов. Не только столица и областные центры, но и средние, малые города, сельские территории Беларуси станут привлекательными для жизни.

Достижение поставленных целей и задач предусматривается по четырем направлениям: комплексное развитие и рациональное размещение производительных сил, развитие городов и поселков на основе «умных» технологий и принципах «зеленого» градостроительства с повышением эффективности использования ресурсов и улучшением качества среды проживания населения, повышение устойчивости развития отстающих районов и сельских территорий, наращивание компетенций и потенциала саморазвития территорий.

Основная цель социально-экономического развития Минской области в 2020 году – повышение уровня жизни населения и формирование условий для ускоренного роста экономики в среднесрочной перспективе. Одной из задач является создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов с целью привлечения инвестиций.

Это строительство инженерной инфраструктуры Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий Камень» (Смолевичский район), горно-обогатительного комплекса (ИООО «Славкалий», Любанский район), завода по выпуску спецмашин с реконструкцией действующего производства (ОАО «АМКОДОР», Минский район), создание производства теплообменников по технологии «Nocolocк» ОАО «БАТЭ» – управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» (Борисовский район), организация производства фармацевтических субстанций и сред культуральных из отечественного сырья природного происхождения ЗАО «БелАсептика» (Минский район), производства биоудобрений из отходов животноводства в ООО «Интроактив», сборочного производства электроавтобусов, троллейбусов и автобусов повышенной комфортности в «Ирридио Моторс» (Смолевичский район) и другие.

Помимо стратегически важных инвестиционных проектов на территории Минской области в текущем году осуществляется реализация 60 основных производственных инвестиционных проектов в таких сферах, как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, обрабатывающая промышленность (производство продуктов питания, деревообработка, машиностроение, фармацевтика и др.), а также более 70 проектов по созданию социальной и производственной инфраструктуры.

Подготовлено по материалам Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Автор

admin

admin

  • Район
  • Область

Актуально

6 апреля Комитет госконтроля проведет «горячую линию»

Комитетом государственного контроля Минской области 6 апреля по телефону 8 017 284-16-88 будет проводиться «горячая линия» по вопросу обеспеченности розничной торговой сети товарами первой необходимости. В указанный день граждане с 11.00 до 13.00 могут сообщить имеющуюся информацию по фактам отсутствия указанных товаров в продаже длительное время (более трех дней).

Кроме того, сообщение по указанной тематике можно отправить на электронную почту Комитета государственного контроля Минской области в сети интернет: kgkminоbl@mail.belpak.by.

В Крупском районе работают горячие линии по доставке продуктов и лекарств для пожилых людей

Крупский ТЦСОН соощает, что в связи с необходимостью минимизации посещения мест массового скопления людей и соблюдения мер профилактики граждане, нуждающиеся в доставке продуктов питания, товаров первой необходимости и лекарств, могут обратиться за содействием в организации такой доставки по телефону «горячей линии» 8(01796) 57-3-94.

Также БРСМ продолжает работу горячих телефонных линий для информационной помощи пожилым людям. По желанию пожилых людей активисты союза молодежи помогут им через интернет заказать товары первой необходимости. Молодежная горячая линия работает ежедневно с понедельника по субботу включительно с 9.00 до 18.00. Телефон горячей линии РК ОО «БРСМ» 5-63-31.

Please publish modules in offcanvas position.