Однако результаты проведенных КГК в отдельных районах мониторингов неутешительные – при общем положительном насыщении торговых объектов товарами, вопросы их качества, цены и организации продажи являются злободневными.
Не выполняются требования законодательства в части обязанности продавца передать покупателю товар в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Значительное число субъектов хозяйствования взимают плату за упаковку таких товаров, как яйцо, плодоовощная продукция, сухофрукты, кондитерские изделия, заведомо расфасовывая их в платные пакеты. Узнает об этом покупатель только из чека, так как на ценниках такая информация отсутствует. При этом в магазинах все же имелись бесплатные пакеты, но «нашлись» они только в ходе визита специалистов госконтроля.
Являются актуальными факты реализации «просроченной» продукции. К примеру, в одном из магазинов Смолевичского райпо покупателям предлагалось аж 12 наименований продтоваров собственного производства с истекшим сроком годности. Более того, отсутствовала возможность идентификации еще 9 наименований кулинарной продукции собственного производства по причине не проставления времени ее приготовления в заборных листах, что не позволило определить, как давно эти продукты лежат на прилавке.
В другом магазине названного райпо при реализации мясных полуфабрикатов не соблюдалось законодательство о техническом нормировании и стандартизации (полученный в охлажденном состоянии фарш заморожен в магазине), санитарные нормы и правила (колоды для разруба мяса по окончании работы не были посыпаны солью), а реализуемые фрукты (апельсины, грейпфруты) утратили товарный вид.
Необходимо также акцентировать внимание покупателей на участившиеся случаи припрятывания товара и завышения цен. К примеру, в магазине Копыльского райпо при наличии ценника на гречку производства Российской Федерации по 3,19 руб. за 800 гр. продавалась гречка белорусская производства ОАО «Гомельский комбинат хлебопродуктов» – 1,8 тыс. руб. за кг. При этом указанной на ценнике российской гречки в наличии не было. Налицо факт завышения цен. Более того, как выяснилось, реализуемая белорусская гречка поступила в данный объект торговли намного раньше импортной и, несмотря на более низкую цену (дешевле почти в два раза), почему-то продана не была. Ни одной пачки! Аналогично, в магазине Смолевичского райпо при наличии ценника на реализуемую в торговом зале морковь по 0,62 руб. на складе находилась аналогичная продукция по 0,45 руб., в чем также усматривается завышение цен либо сокрытие товара от покупателей.
По-прежнему имеют место случаи проведения рекламы алкогольных напитков и пива в целях стимулирования их реализации, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О рекламе» запрещается. Так, в магазине «Евроопт» ООО «Евроторг» (г. Смолевичи) на стеллажах вместе с товаром, реализуемым через проводимые магазином рекламные акции, были размещены водка и пиво (условия акции к данным напиткам не применялись), из чего усматривается либо введение потребителей в заблуждение, либо проведение запрещенных рекламных акций.
Такое положение дел является следствием отсутствия должного контроля за работой торговых объектов со стороны районных центров гигиены и эпидемиологии, должностных лиц райисполкомов, райпо и субъектов хозяйствования, а также недобросовестного отношения непосредственно самих продавцов к исполнению служебных обязанностей.
По всем указанным фактам Комитет госконтроля примет самые жесткие меры по наказанию виновных. Контроль за состоянием потребительского рынка будет продолжен.
Вместе с тем хотелось бы обратиться к покупателям: посещая торговые объекты, не оставайтесь равнодушными при выявлении нарушений законодательства, оставляйте соответствующие записи в книгах замечаний и предложений, а также сообщайте в территориальные органы управления торговлей. Только общими усилиями мы наведем должный порядок в данном вопросе.
Отдел контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля Минской области.