• Font size:
  • Decrease
  • Reset
  • Increase
Бегущий по лезвию 2049
США. 3D, фантастика, триллер
Салют-7
Россия. 3D, драма, триллер
My Little Pony в кино
Канада, США. Мультфильм
Наемник
США. Боевик, триллер
Любовь в городе ангелов
Россия. Комедия
Дозор джунглей
Франция. Мультфильм

Транспорт

Фотогалерея

Карта района

Видео

Карта сайта

Профессия механизатора остается одной из самых востребованных на рынке труда Крупского района

Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 

Механизатор Игорь ДЕДОВИЧОпытный механизатор круглый год «у руля»: пашет, сеет, удобряет, убирает урожай… И один человек в поле воин…

Если это поле сельскохозяйственное, а он сам на коне железном, имя которому трактор. Но даже несмотря на то, что современная энергонасыщенная техника сегодня способна заменить минимум пять «своих коллег» классом пониже, профессия механизатора была и остается одной из самых востребованных на рынке труда. И Крупский район не является исключением. Желающим устроится на работу механизатором практически в каждом хозяйстве скажут: «Добро пожаловать!»

Наш сегодняшний выпуск о том, как получить эту профессию и, что немаловажно, как достичь в ней признания. За поиском ответов мы направимся в районную инспекцию Гостехнадзора и в ОАО «Крупский райагросервис».

От «А» до «F»

Для управления трактором необходимо иметь специальный документ. Речь идет об удостоверении. Только при его наличии можно устроиться на работу механизатором и выполнять все необходимые задания. К тому же категории удостоверения тракториста-машиниста имеют свою градацию. Разобраться в этом вопросе нам помог начальник районной инспекции Гостехнадзора Александр РЫБАКОВ.

– Сравнительно недавно права тракториста-машиниста можно было получить еще во время обучения в школе, посещая курсы при учебно-производственном комбинате, – говорит Александр Юрьевич.– Сейчас сделать это несколько сложнее. Получить профессию «с нуля» можно, подав документы на поступление в Кохановский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства (поселок Коханово, ул. Оршанская, 94, Толочинский район) или Борисовский агротехнический колледж (г. Борисов, ул. Гагарина, 91). 

Наш собеседник рассказал, что в Кохановском лицее после 9 классов срок обучения 3 года, после чего вы получаете специальность тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства категорий «А», «В», и «D». После 11 классов – учиться придется 1 год, и права тракториста вы получите только категории «А». Дополучить еще две категории («В» и «D») можно будет через год практики (работы на тракторе) в рамках краткосрочной профессиональной подготовки для взрослого населения.

В Борисовском колледже после 9 классов на тракториста-машиниста учатся 2 года и 10 месяцев. Выпускники получают права с категориями «А», «В», «С» и «F».

А что же стоит за этими загадочными (для непосвященных в профессию) буквенными обозначениями категорий? Александр Рыбаков разъяснил нам коротко и доступно: категории прав напрямую зависят от типа трактора и мощности его двигателя.

 – Так, права категории «А» дают вам возможность управления трактором мощностью до 80 килоньютонов, – говорит он. – Это, к примеру, тракторы «МТЗ-80» и «МТЗ-82». Права категории «В» обеспечивают допуск к более мощной – энергонасыщенной технике (от «МТЗ-1221», «К-700» до «Беларус-3522», а также «иностранцев» «Джондир», «Фендт», «Ньюхоланд» и т.д.). Категория «С» – гусеничные трактора и бульдозеры на базе гусеничного хода. Категория «D» включает самоходные машины на гидростатическом ходу (зерноуборочные и кормозаготовительные комбайны). К категории «Е» относят право на управление дорожно-строительной эксплуатационной техникой (асфальтоукладчики, грейдеры, укатчики, спецбульдозеры, карьерные машины). Категория «F» – работа на фронтальных погрузчиках, экскаваторах с объемом ковша до одного метра кубического. С одной стороны «F», вроде бы более универсальная, чем «Е»-категория, так как пригодна для работы и в сельском хозяйстве, и в строительной сфере, и в мелиорации. Но тут есть одно ограничение: вы работаете либо на фронтальном погрузчике, либо на экскаваторе (в зависимости от того, на какой технике учились).

И что существенно важно: чем больше у механизатора открыто категорий, тем более универсальным специалистом он является. А это в сельхозотрасли особенно ценно. Ведь такой работник может трудиться на полях круглогодично. Идет весенняя посевная компания – он выезжает в поле на тракторе с плугом, культиватором, сеялкой… Пришла пора кормозаготовки и уборочная – пересаживается на комбайны. Идет осенняя посевная страда – снова на тракторе. Зима – можно пересесть на погрузчик и т.д.

Трудолюбие плюс характер

– Действительно, в профессии механизатора приветствуется универсальность, – говорит директор ОАО «Крупский райагросервис» Сергей КОРНЕЕВ. – И у нас в хозяйстве такие специалисты всегда востребованы. Но самым большим плюсом в работнике сельхозотрасли я все-таки считаю трудолюбие. Есть люди, которые готовы работать с раннего утра и до позднего вечера, выполняя и перевыполняя планы. И это их качество самым положительным образом отражается на заработной плате. Тот, кто утверждает, что в сельском хозяйстве мало зарабатывают денег, просто-напросто не умеет или не любит работать.

По словам Сергея Александровича, механизаторы сегодня нужны. И особенно нужны в этой работе люди с твердым характером, целеустремленные, которые приходят в сельхозотрасль не получать заработную плату, а зарабатывать ее. 

У молодого руководителя мы также поинтересовались: «Возможно ли выпускнику школы – будущему механизатору – заключить договор с хозяйством на обучение по специальности?» Ответ получили следующий:

– Да, это возможно. В отрасли сельского хозяйства сегодня нужны и специалисты, и рабочие. Если вы окончили 11 классов, то у вас два варианта. Первый: можно получить профессию механизатора в Кохановском лицее сельхозпроизводства, отучившись один год. И второй: вы обращаетесь в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома, заключаете договор с хозяйством и вас направляют на четырехмесячные курсы в Сенницу. Но, самое важное, будущий работник должен быть готов трудиться с раннего утра и до позднего вечера. Такова специфика работы в отрасли. За молодежью в последующем, как правило, закрепляют наставников из числа наиболее уважаемых и опытных работников. И я хочу особенно подчеркнуть, что, перенимая их практические навыки, молодые люди особое внимание должны обратить на закаленный характер этих людей, ответственный подход к работе. Будете стремиться в этом отношении стать на них похожими – заслужите почет и уважение, почувствуете не только моральное, но и материальное удовлетворение от труда.

Сроднился с профессией

Заслуженным уважением среди коллег не только в родном ОАО «Крупский райагросервис», но и в районе пользуется механизатор Игорь ДЕДОВИЧ. 

Во-первых, он как раз из тех работников, которых именуют универсалами. В настоящее время в его подчинении кормозаготовительный комбайн «Палессе» КВК-800, затем – пересаживается на погрузчик «Амкодор». Во-вторых, Игорь Евгеньевич из числа людей, которые не умеют работать в полсилы. В горячую страду его трактор гудит в поле уже с самого раннего утра и нередко до девяти вечера. И от такой нагрузки он получает удовольствие.

– Люблю работать, – говорит он. – Тем более, знаю, в нашем деле больше работаешь – больше заработаешь. А ведь это и стало шестнадцать лет назад одной из причин, почему я пришел в эту профессию. Права тракториста получил еще в годы учебы в Игрушковской школе, но затем меня привлекла профессия электрогазосварщика. Отучился на нее и работал, пока не женился и не пошли детки. Тогда и стал искать ту работу, где достаток зависит от моего трудового вклада. И, знаете, нашел и доволен по сегодняшний день. С профессией механизатора я поистине сроднился. Работа, конечно, нелегкая, нужно уметь рано вставать и поздно ложиться. Но если получаешь удовольствие от того, что делаешь, если тебе нравится гул трактора, запах свежей земли, влекут полей просторы – можно работать хоть круглосуточно. Иногда даже жаль, что организму человека сон необходим.

Главный инженер ОАО «Крупский райагросервис» Андрей КОМАНЯКТехника – это святое

– А я хочу добавить следующее, – говорит главный инженер предприятия Андрей КОМАНЯК, – чтобы стать хорошим механизатором, нужно любить технику. Ведь это только на первый взгляд кажется, что в железе нет души. На самом деле техника чувствует отношение к себе. Тот тракторист действительно хорош, у которого трактор реже стоит в ремонте. Впрочем, мистики в этом нет. Настоящий механизатор просто-напросто всегда вовремя пересмотрит узлы, подольет масла, не будет рвать трактору «жилы» там, где этого можно избежать… Он бережет своего «доброго друга», и тот ему исправно служит верой и правдой.

Всего в ОАО «Крупский райагросервис» сегодня работают 34 механизатора. По отзывам руководства и главных специалистов, минимум треть из них – истинные мастера. Чем выше класс профессиональных качеств работников, тем ценнее и сложнее технику им доверяют. 

– Помню, как я сам после школы устроился на работу механизатором на торфобрикетный завод «Туршовка», – говорит Андрей Игоревич. – Права на вождение трактора мы тогда получали после обучения в старших классах в УПК. Так вот, вначале мне поручили отремонтировать один из стареньких тракторов и поработать на нем. У меня тогда это получилось. Благо, любил возиться с железом. А потом, правда, меня забрали в армию. Отслужил, вернулся, и появилось желание продолжить обучение. Поступил в Горецкую сельскохозяйственную академию. Но, как видите, технике не изменил. Начинал работать механизатором, а стал инженером. Сейчас для себя часто отмечаю, насколько широко шагнул прогресс в сфере механизации сельского хозяйства. К примеру, только у нас в хозяйстве 13 единиц современных энергонасыщенных тракторов. И работать на такой технике одно удовольствие. Тут вам и кондиционер, и компьютерное управление, и «умные» агрегаты… Возможно, увидел бы такой трактор в юности, так и по сей день с ним бы не расстался.

Фото Александра БУДЬКО.

 

История Крупского района

На северо-востоке Минской области находится Крупский район. Богатейшая история вмещает события почти пяти столетий. Находясь на перекрестке дорог и эпох, местечко, поселок, город Крупки повидал многое: путешественников по знаменитому Екатерининскому тракту, пожарища 1812 года, переломные события начала ХХ века, боль и страдания фашистской оккупации, беспримерный подвиг защитников Родины, самоотверженный труд людей, сделавший район современным и развитым, прославившим его далеко за пределами страны. 

Подробнее о Крупском районе

Приемная главного редактора

Приемная редактора

 

Уважаемые читатели!

Главный редактор районной газеты «Крупскi веснiк» Марина Николаевна Бородавко ответит на ваши вопросы.

 Чтобы задать вопрос воспользуйтесь формой обратной связи на нашем сайте.