• Font size:
  • Decrease
  • Reset
  • Increase
Ералаш в кино
Россия. Семейный, комедия
Конверт
Россия. Триллер, ужасы
Тайна Коко
США. 3D, мультфильм
Аномалия
Россия. Приключения, детектив, семейный

Транспорт

Фотогалерея

Карта района

Видео

Карта сайта

Солдаты войны

Летчик Николай Пинчук не только вел воздушный бой у Бобра, но и совершал многочисленные разведывательные полеты в район Крупок.

На Крупщине, пожалуй, не найдется человека, который бы не слышал о Якове Беляеве, Николае Зайцеве, Николае Козловском, Василии Князеве, Елене Колесовой и других Героях Советского Союза, уроженцах Крупщины или совершивших подвиги на Крупской земле. 

В последнее время не без нашего участия их список пополнился уроженцами района – Петром Назаренко, Иваном Акаловичем, Дмитрием Лытиным. Но были также неизвестные или малоизвестные Герои, принявшие непосредственное участие в освобождении Крупщины от нацистских захватчиков. Это те Солдаты Победы, которые удостоены высокого звания Героя Советского Союза за совокупность боевых действий, совершенных ими в годы войны, в том числе и на Крупской земле. Например, летчикам, как правило, это звание присваивалось за общее количество боевых вылетов и численность сбитых вражеских самолетов. Об одном из них, Герое Советского Союза, летчике Николае Григорьевиче Пинчуке, сражавшемся в небе над Крупщиной, хотелось бы рассказать подробнее…

 «В воздухе – «Яки»

Так назвал свою книгу, написанную через 20 лет после Победы, полковник авиации, заслуженный военный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Н.Г. Пинчук. На ее страницах он в яркой, эмоциональной форме рассказал о боевых буднях летчиков 18-го гвардейского истребительного авиаполка, об освобождении своей родной Беларуси от немецких захватчиков. О себе автор упоминал скупо, хотя его жизнь – это жизнь неординарного человека.

Родился Николай в 1921 году в небольшой деревеньке Буденовка, что недалеко от Бобруйска. 

В те далекие 1930-е годы, пожалуй, все мальчишки мечтали стать летчиками как Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и другие, чьи имена, как говорится, гремели по всей стране. Только у одних это так и осталось мечтой, а другие, как, например, крупчане Николай Зайцев, позже Владимир Коваленок эту мечту превратили в цель всей своей жизни. К ним по праву можно отнести и Николая Пинчука.

Его взлет в небо начался с Бобруйского аэроклуба. Конечно, трудно было совмещать учебу в школе с занятиями в аэроклубе. Не хватало времени на игры, развлечения, но преодолевать трудности помогала трудовая закалка, полученная в детстве на поле, сенокосе, способствовало то, что Николай рос крепким парнем, увлекался спортом.

Навсегда запомнилась юноше радость первого полета, когда самолет подчинялся малейшему движению руки, а вокруг расплескалась голубизна неба, далеко внизу раскинулся пестрый диван земли с узорами голубых рек и зеленых перелесков. Однако настоящее мастерство пришло не сразу.

Почти одновременно завершив учебу в школе и аэроклубе, Николай сделал следующий важный шаг: стал курсантом Одесской военно-авиационной школы. Затем последовала учеба в Конотопской авиашколе. Доучиваться пришлось уже после начала Великой Отечественной войны в Армавирской военной школе пилотов. Первая запись в летной книжке молодого пилота появилась в августе 1942 года, но и после этого потребовался еще год напряженного боевого труда, пока молодой летчик стал настоящим бойцом.

Николай на всю жизнь запомнил и свой первый воздушный бой под Можайском, и первый фашистский «Мессершмитт», сбитый им 22 сентября недалеко от города Белева. Да и как можно забыть, когда во время боя вражеский снаряд повредил кабину самолета и ранил летчика. К средине 1943 г. на его счету уже было 4 сбитых фашистских самолета. Пинчук летал в составе 18 гвардейского истребительного авиаполка в тесном взаимодействии с авиаполком «Нормандия-Неман».

29 августа 1943 г. отмечено успехом уже опытного летчика. В этот день восьмерка «Яков» вылетела на перехват группы бомбардировщиков из 36 самолетов. Несмотря на численный перевес противника, советские летчики начали атаку. В этом бою Николай сбил два вражеских «Хейнкеля». Но через несколько дней четверке «ястребков» пришлось вступить в бой уже с 40 бомбардировщиками. Выручили французские летчики, тоже вступившие в бой. Николай  начал атаку против ведущего. Несмотря на маневры врага, несколькими очередями летчик поджег бомбардировщик. Быстро отвернув вправо, чтобы не столкнуться с горящим самолетом противника, Пинчук внезапно сблизился с другим «Юнкерсом». Буквально в упор он попытался открыть огонь, но бесполезно: окончились боеприпасы. И тогда Пинчук пошел на таран, ударив консолем крыла по хвосту вражеского самолета. Вражеский самолет стал разваливаться в воздухе, но и «ястребок» ушел в штопор. От столкновения заклинило кабину. Однако летчик в эти считанные секунды до неминуемой смерти не потерял самообладания. Упершись спиной в бронированную спинку кресла, Николай ногами стал ударять в створки, пока, наконец, крышка кабины не сдвинулась с места. Но здесь летчика подстерегала другая опасность. Беззащитного парашютиста стал расстреливать в воздухе другой вражеский самолет. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы французский летчик Дюран с дальнего расстояния пулеметными очередями не отогнал фашистского стервятника. Однако Пинчука ожидало еще одно испытание. Когда его парашют находился в сотне метров от земли, с вражеских окопов раздались выстрелы. Пуля обожгла грудь. От полученной раны, удара о землю он потерял сознание и уже не видел, как к нему подбежали красноармейцы… За этот бой летчик был удостоен правительственной награды: к ордену Красного Знамени, полученному ранее, прибавился орден Отечественной войны.

Лето 1944 г. Под крылом самолета уже родная Беларусь. Внизу видны груды развалин на месте Витебска, Орши и в то же время дымовая завеса на месте непрекращающихся боев. Началась освободительная операция «Багратион». Четверка «ястребков» под командованием старшего лейтенанта Пинчука почти не выходила из боев, прикрывая пехоту и танки, своих бомбардировщиков, штурмующих вражеские позиции в районе Орши, Толочина, Крупок. Продолжались и воздушные бои. Один из них, прошедший в небе Крупщины, подробно описан в книге «В воздухе – «Яки».

Вот что рассказал Н.Г. Пинчук:

«Войска 3-го Белорусского фронта стремительно продвигались вперед. На шоссейных и железных дорогах скапливалось большое количество техники и отступающих войск. Их то и дело бомбила советская авиация. 

29 июня моросил частый мелкий дождь. Плотные облака окутали землю на высоте 200-300 метров. Такая погода считалась ограниченно летной. Несмотря на это, утром из штаба дивизии пришел приказ: любой ценой добыть разведданные о противнике на направлении главного удара наших войск. 

Мне и Алексею Калюжному (ведомый Н.Г. Пинчука – Прим.авт.) приказали разведать противника в местах его скопления, проследить за перемещением немцев и немедленно докладывать все данные в штаб. В районе станции Бобр нас атаковали 2 немецких истребителя. Мой ведомый вовремя заметил их и разгадал замысел врага. 

– Сзади, слева пара «фоккеров», – передал он мне по радио. 

На большой скорости, выполнив левый боевой разворот, мы оказались в более выгодном положении, чем немцы, – выше и позади их. Фашистам ничего не оставалось, как встать в вираж. А на вираже, да еще на малой высоте в 600-800 метров «Яку» с «фоккером» справиться нетрудно. На втором вираже я зашел в хвост стервятнику и одной очередью прошил его. Он неуклюже перевернулся на спину и плюхнулся на землю неподалеку от станции. Второй «фоккер» на бреющем полете пустился к своим, за линию фронта».

В книге рассказывается не только о воздушном бое у Бобра, но и о многочисленных разведывательных полетах в район Крупок, Борисова, Смолевич. Другими словами, летчик не один раз выполнял боевые задания в небе над Крупщиной.

Советские войска неудержимо двигались на запад. 18-й истребительный авиаполк вместе с французским полком «Нормандия-Неман» перебазировались на аэродром Докудово, расположенный уже на освобожденной земле Крупщины, и оттуда продолжали наносить удары по врагу.

После освобождения Беларуси Николай Пинчук дрался с врагом в небе Прибалтики, Восточной Пруссии. 19 апреля 1945 года за 226 боевых вылетов, 46 воздушных боев, 18 сбитых самолетов противника и проявленные при этом мужество и высокое летное мастерство гвардии капитану Пинчуку Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В это высокой боевой награде есть частица подвига, совершенного Героем и на Крупской земле.

К концу войны заместитель командира эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан Пинчук совершил 307 боевых вылетов на «Яках», в 68 воздушных боях сбил лично 22 и в группе 2 самолета противника.

После войны он с отличием окончил высшую военную академию. Служил летчиком-испытателем. Удостоен почетных званий «Заслуженный военный летчик СССР» и «Заслуженный летчик-испытатель». Демобилизовался в 1975 г. в звании полковника. Жил и работал в Минске. 

Герой Советского Союза Николай Григорьевич Пинчук награжден также орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями. Его имя достойно нашей памяти, достойно включения в число тех, кто приблизил Победу, внес свой вклад в освобождение Родины, в том числе и Крупской земли, от оккупантов.

Дмитрий ХРОМЧЕНКО, кандидат исторических наук.

История Крупского района

На северо-востоке Минской области находится Крупский район. Богатейшая история вмещает события почти пяти столетий. Находясь на перекрестке дорог и эпох, местечко, поселок, город Крупки повидал многое: путешественников по знаменитому Екатерининскому тракту, пожарища 1812 года, переломные события начала ХХ века, боль и страдания фашистской оккупации, беспримерный подвиг защитников Родины, самоотверженный труд людей, сделавший район современным и развитым, прославившим его далеко за пределами страны. 

Подробнее о Крупском районе

Приемная главного редактора

Приемная редактора

 

Уважаемые читатели!

Главный редактор районной газеты «Крупскi веснiк» Марина Николаевна Бородавко ответит на ваши вопросы.

 Чтобы задать вопрос воспользуйтесь формой обратной связи на нашем сайте.