• Font size:
  • Decrease
  • Reset
  • Increase
Ералаш в кино
Россия. Семейный, комедия
Конверт
Россия. Триллер, ужасы
Тайна Коко
США. 3D, мультфильм
Аномалия
Россия. Приключения, детектив, семейный

Транспорт

Фотогалерея

Карта района

Видео

Карта сайта

В небе Крупщины

Владимир Александрович Баландин не оставил после себя воспоминаний, как его однополчане Николай Пинчук и Василий Барсуков, о которых речь шла в предыдущих очерках. О нем написали его товарищи. В частности, в книге «В воздухе – «Яки» Николая Пинчука немало места отведено Баландину.

Летчик погиб 30 декабря 1944 года. Погиб Героем. И не только потому, что к этому времени гвардии старший лейтенант В.А. Баландин совершил 228 боевых вылетов, в 30 воздушных боях на своем «Яке» сбил 15 самолетов противника лично и 1 в составе пары, за что осенью 1944 г. был представлен к высшей награде. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему уже посмертно. Сами обстоятельства гибели можно назвать героическими. Он погиб в бою, сражаясь с превосходящим по численности противником. В паре с Машкиным летчик вступил в бой с десятью «Фоккерами» (Fw-190). Баландину удалось сбить два «фокке-вульфа», но и его «Як-3» был подбит и загорелся. Летчик покинул горящий истребитель, но парашют хоть и раскрылся, наполниться воздухом не успел из-за слишком малой высоты. От сильного удара о землю он, не приходя в сознание, через 2 часа скончался. Это случилось 30 декабря 1944 года. 

Баландин Владимир Александрович.Баландин прожил короткую, но яркую жизнь.

Родился он в феврале 1923 года в городе Баку (Азербайджан), в семье нефтяника. С 1941 года в рядах Красной Армии, направлен в Сталинградское военное авиационное училище летчиков. В 1942 году досрочно окончил его и убыл в действующую армию.  

Воевал Владимир Баландин и в небе Крупщины в составе шестерки Николая Пинчука, ведущим «пары».  После начала операции «Багратион» истребители 18-го авиаполка часто вылетали на разведку вдоль магистрали Толочин-Борисов, не раз приходилось вступать и в схватки с противником. Вот некоторые эпизоды из боевых будней летчиков, в том числе В. Баландина, взятые из книги Н. Пинчука «В воздухе – «Яки»:

«У нас произошли некоторые изменения в командовании. Командир эскадрильи Семен Сибирин был назначен штурманом полка, и ему присвоили очередное воинское звание майора. Вместо него комэском стал капитан Владимир Запаскин, а меня, к этому времени ставшему старшим лейтенантом, назначили его заместителем.

26 июня 1944 года 18-й Гвардейский ИАП и полк «Нормандия» получили задание прикрывать танковые войска, развивавшие наступление вдоль Минского шоссе на Борисов. В полдень, когда в воздухе находилась наша 1-я эскадрилья, В.И. Запаскин передал, что к району подходят 2 девятки «юнкерсов» под прикрытием «мессеров». Летчики вступили в бой… Вслед за мной поднялись и товарищи. Высотомер показывал 4500 метров. На большой скорости мы пошли на сближение с «мессерами». Они летели двумя четверками, держа дистанцию в 600-800 метров. Я передал Арсеньеву (ведомый Пинчука, – авт.): «Боря, с ходу атакуем первую четверку», а Баландину дал команду связать боем вторую четверку «мессершмиттов». 

Немцы, надеясь на свое численное превосходство, приняли вызов. Бой начался с виражей, а затем продолжался на вертикальном маневре. На крутой горке мой «Як» настиг один самолет противника. От прямого попадания 37-миллиметрового снаряда он взорвался. 

Тут же увидел, что другой фашист заходит в хвост Арсеньеву. Это могло кончиться плохо для моего ведомого. Предупредил его по радио: 

– Борис, влево, резко влево, в хвосте – немец! 

Узнав мой голос, он бросил самолет в крутую спираль, и огненная очередь прошла мимо. 

В этот момент я почувствовал тупой удар. Мой самолет сильно встряхнуло. Не раздумывая, сваливаю машину в штопор. Увидел, что у «ястребка» нет половины левого элерона. Но, несмотря на повреждение, машина еще слушалась меня. 

Минуты отдыха. С гитарой Владимир БАЛАНДИН.По пути на аэродром мысленно еще раз представил себе картину боя. Только теперь все понял. В пылу сражения, когда я гнался за «мессером», не заметил его ведущего. Зато он внимательно наблюдал за мной и, выбрав момент, полоснул из пушки по левой плоскости «Яка». А когда я был в штопоре, немец, очевидно, подумал, что со мной все кончено, и прекратил погоню. 

Арсеньев потерял меня и пристроился к Баландину, который сбил одного фашиста. Самолет Николая Корниенко подбили, и он вынужден был выйти из боя».

Вот еще один эпизод.

«29 июня моросил частый мелкий дождь. Плотные облака окутали землю на высоте 200-300 метров. Такая погода считалась ограниченно летной. Несмотря на это, утром из штаба дивизии пришел приказ: любой ценой добыть разведданные о противнике на направлении главного удара наших войск. Меня и Владимира Баландина вызвали на командный пункт. Подполковник Голубов поставил задачу – произвести разведку участка шоссейной дороги в районе Крупок, Борисова. Вместе с командиром полка выбрали наиболее безопасный маршрут и профиль полета. С задачей справились, в этот раз данные разведки передавали по радио открытым текстом. 

Только выполнили задание, как поступила команда вторично вылететь по тому же маршруту. Враг, вероятно, не ожидал, что в такую погоду могут появиться советские самолеты. Поэтому первый полет прошел сравнительно спокойно. Зенитки открывали огонь с большим опозданием. Теперь же немцы встретили нас ураганным огнем. Маневрируя скоростью и направлением, иногда скрываясь в облаках, мы сумели уклониться от вражеских снарядов и пуль. 

Приземлившись, подтвердили виденное в первом полете. Указали участки, где было особенно большое скопление техники и живой силы врага, пометили на карте места, откуда немцы вели наиболее интенсивный зенитный огонь. Командир полка долго что-то доказывал по телефону офицеру из штаба дивизии, а когда вышел на улицу, мы увидели, что он чем-то расстроен. 

– Генерал приказал еще раз осмотреть и обшарить этот район, – тихо сказал Голубов. – Вы уже устали, я слетаю сам. 

Он дал команду старшему инженеру полка Андрею Захаровичу Нестерову быстро подготовить самолет Баландина. Командир полка и этот летчик были одинакового роста, и не требовалось подгонять сиденье в кабине. Через полчаса Голубов поднял «ястребок» в воздух...»

Командиру полка пришлось вступить в тяжелый бой с истребителями противника, который позже был запечатлен в рисунке летчика В.Н. Барсукова.

Три летчика, о которых рассказано в очерках. Три Героя Советского Союза: Николай Пинчук, Василий Барсуков и Владимир Баландин. По-разному сложились их судьбы. Но их объединяет общее: все они воевали в одном полку, воевали в небе Крупщины и высокое звание Героев получили за полные опасности разведывательные полеты, за сбитые самолеты, в том числе и в Крупском небе. Поэтому их мы можем по праву назвать Героями Крупщины.

Дмитрий ХРОМЧЕНКО, кандидат исторических наук.

История Крупского района

На северо-востоке Минской области находится Крупский район. Богатейшая история вмещает события почти пяти столетий. Находясь на перекрестке дорог и эпох, местечко, поселок, город Крупки повидал многое: путешественников по знаменитому Екатерининскому тракту, пожарища 1812 года, переломные события начала ХХ века, боль и страдания фашистской оккупации, беспримерный подвиг защитников Родины, самоотверженный труд людей, сделавший район современным и развитым, прославившим его далеко за пределами страны. 

Подробнее о Крупском районе

Приемная главного редактора

Приемная редактора

 

Уважаемые читатели!

Главный редактор районной газеты «Крупскi веснiк» Марина Николаевна Бородавко ответит на ваши вопросы.

 Чтобы задать вопрос воспользуйтесь формой обратной связи на нашем сайте.