krupki.by

ru RU be BE en EN


Колонны на Файзабад

Автор / Солдаты афганской войны / Среда, 04 ноября 2020 11:26 / Просмотров: 1897

Автомашины с цистернами, залитыми под завязку, представляли собой настоящую бомбу на колесах… Афганистан… Риск и опасность, мужество и героизм, боль утрат и слезы матерей – это далеко не все ассоциации с событиями, которые растянулись на долгие годы.

Много лет прошло после того, как Михаил Кришталь вернулся с той войны. А память хранит и хорошее, и плохое – всё то, что пришлось пережить там, в Афганистане.

Родился Михаил 21 ноября 1962 года в деревне Прудок Выдрицкого сельсовета. Учился в Выдрицкой средней школе. В 1978 году, окончив 8 классов, с семьей переехал в поселок Ленок. Учебу продолжил в крупской средней школе № 1. После 9 класса, изучив программу и материальную часть автомобиля, прошел практику и получил права, которые в дальнейшем сыграют не маловажную роль в определении места его службы. Летом работал рабочим на Крупском льнозаводе.

В 1979 году поехал к бабушке в Выдрицу – ей нужно было помогать по хозяйству. Да так и остался в деревне. В 1980-м закончил местную среднюю школу и остался работать старшим пионерским вожатым.

11 ноября этого же года Михаил призвался Крупским районным военным комиссариатом Минской области в Советскую Армию. Но, так как парню не исполнилось еще 18 лет, из областного военного комиссариата его вернули домой. А 21 ноября, в день рождения, в Минском областном военкомате он был определен в автомобильные войска и направлен в учебный батальон по подготовке младших командиров в Туркестанский военный округ, в/ч 74998 город Ашхабад Туркменской ССР. После «учебки», с мая 1981 года, младший сержант Кришталь служил в должности заместителя командира автомобильного взвода в 636-м отдельном батальоне материального обеспечения 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированном в гарнизоне Северный Кундуз полевая почта 53380.

Михаил Кришталь вспоминает:

– В 10-ти километрах от гарнизона «Северный» располагался город Кундуз, а еще через 8-10 километров – гарнизон «Южный». Такие гарнизоны, как наш, в целях безопасности обычно располагались на расстоянии от кишлаков или городов. Основной задачей нашего подразделения было обеспечение горюче-смазочными материалами. Автомашины «Урал-375» с цистернами заливали горючим из барж, стоящих на «речке», служащей границей между Союзом и Афганистаном, в районе порта Шерхан или в Пули-Хумри, куда был проложен трубопровод. В основном ходили на Файзабад. В Кундузе пересекались дороги, ведущие в Кабул, Файзабад и Мазари-Шариф. Затем колонны с боевым охранением развозили ГСМ по воинским частям, дислоцированным по всему Афганистану.

Хорошо помню свои пе­рвые месяцы службы, а затем и последующие, похожие друг на друга, идущие чередой. Но особенно отложились в памяти колонны на Файзабад, эти узкие горные дороги, когда с одной стороны – скала, а с другой – пропасть, дороги, состоящие из высокогорных серпантинов, когда техника взбиралась наверх, а вертолеты ниже нас летали. На Файзабад возили ГСМ для мотострелков, там дислоцировался 860-й полк. Файзабад – это столица и крупнейший город провинции Бадахшан, это удаленная провинция на северо-востоке Афганистана, которую можно считать «крышей страны». Именно здесь горы Гиндукуш достигают своих максимальных высот. С севера Бадахшан граничит с Таджикской областью, с востока – Пакистан, а на северо-востоке «Ваханский коридор», издревне известный путь в Китай.

Наши колонны автомашин с цистернами представляли собой настоящую бомбу на колесах. Именно поэтому они зачастую были главной целью душманских обстрелов и засад. В случае попадания такие автомашины превращались в огромный пылающий факел, блокирующий движение другого транспорта. На узкой горной дороге это было смертельно опасно для всей автоколонны, состоящей из шестидесяти и более автомашин.

Вспоминается один из эпизодов нашей службы, произошедший 25 октября 1981 года – в День автомобилиста. Еще с вечера 24 октября все мы готовились к этому дню. Как-никак, праздник! Кто-то убирался в машине, некоторые меняли масло в двигателе, а мы с Генкой пекли хлеб. Нет, не тот, что давали каждый раз в рейс, а свой – домашний. Кто-то из ребят достал дрожжи на хлебопекарне...

Ранним утром, в воскресенье, машины одна за другой выезжали за КПП Файзабадского полка. Колонна растянулась в длинную цепь на несколько километров. И еще очень долго после ее прохождения над дорогой стояло большое облако пыли. День, как всегда в Афганистане, был солнечный и жаркий. В кабине машины – градусов под пятьдесят. Но все мы к этому уже давно привыкли. В двенадцатом часу колонна заехала на стоянку, не прошло и часа, как прозвучала команда: «По машинам!» Все были в недопонимании – такое было в первый раз. Обычно в этом месте отдыхали, а на завтра двигались дальше.

Почему командование приняло такое решение, мы узнали позже. На перехват колонны из Пакистана пришла большая банда душманов. И снова машины вытянулись змейкой и направились до следующей остановки – уезд Кишим, высота 3408 метров, близ города Файзабад. Когда до Кишима оставалось километ­ров десять, впереди прозвучал взрыв, и одновременно со всех сторон застрочили автоматы и «буры». «Засада!» – мелькнуло в голове. Колонна остановилась. Заняли оборону и начали отстреливаться. На помощь двум вертолетам сопровождения прилетели еще четыре.

С «головы» колонны передали, что ранили Генку. Я поднялся и побежал, чтобы узнать, как там дела. На окраине кишлака, около машины лежал сержант. Он окликнул: «Не бросай меня здесь. Я хочу жить!» Парень был ранен, не мог двигаться. Я перебинтовал рану, вместе с подбежавшим на помощь солдатом положили раненого в машину. Под градом пуль парни поехали, а я подбежал к подорванной БМП. Рядом на земле лежало несколько раненых. Один из них крикнул: «Ложись, стреляют оттуда!» Я с благодарностью посмотрел в сторону парня, который меня предупредил. Наверное, это был водитель БМП, обе его ступни были в крови от взрыва мины. Удивительно то, что он не потерял сознание. В этот момент недалеко спускалась «вертушка», кабина была открыта и оттуда с пулемета стреляли и давали возможность поднести нам раненых.

Стрельба утихала. Нужно было возвращаться к машине – в любой момент колонна снова начнет двигаться. Недалеко от своей машины я увидел Курамшина Камиля, который прислонился спиной к одинокой стене. «Стреляют оттуда», – показал он во двор. – У меня в бардачке есть граната». Я запрыгнул в его машину, достал гранату и бросил в ту сторону, откуда стреляли. Стрельба прекратилась. Через несколько минут колонна пошла. Вскоре мы были в Кишиме…

В этом бою погибло несколько парней. Генка Черепахин похоронен в Таганроге на аллее героев. Он так и не отведал хлеб, сделанный своими руками… Как сложилась судьба сержанта, я не знаю… Через два месяца я получил Почетную грамоту...

После службы в Афганистане старший сержант Кришталь вернулся домой, на малую родину. Уходил наивным мальчишкой – пришел мужчиной, умеющим принимать решения, отвечать за себя, за свои поступки. Надолго в памяти остались Афганистан и боевые друзья.

…Жизнь продолжалась. Михаил поступил на математический факультет Минского государственного педагогического института имени А.М. Горького, был председателем профкома студентов. Работал преподавателем, заместителем декана факультета доинститутской подготовки и профориентации молодежи. Довелось поработать на государственной службе – начальником отдела по работе с молодежью Крупского райисполкома, помощником заместителя председателя Минского облисполкома. Параллельно Михаил Владимирович являлся заместителем председателя Минской областной организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане. В 1998 году заочно окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «управление социально-культурной сферой». Послужной список продолжился… Проживает в Минске. Женат. Воспитал дочерей. Пишет стихи, не забывает свою малую родину…

Подготовлено по материалам, собранным Крупской РОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане».

Автор

admin

admin

  • Район
  • Область

Актуально

27 ноября можно получить консультацию врача общей практики на базе УЗ «Крупская ЦРБ»

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача общей практики на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября.
Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

23 ноября "прямую линию" проведет председатель районного Совета депутатов

В субботу, 23 ноября, с 9.00 до 12.00 прямую телефонную линию проведет председатель Крупского районного Совета депутатов ДОМАРЁНОК Елена Александровна. Телефон 2-77-47.

27 ноября в Крупской ЦРБ пройдет консультация врача-гинеколога

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача-гинеколога на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября. Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

27 ноября в Крупской ЦРБ пройдет консультация хирурга-стоматолога

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача хирурга-стоматолога на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября. Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

22 октября ИМНС проводит день информирования по вопросом применения налога на профдоход

22 октября инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Борисовскому району для физических лиц проводится тематический день информирования по разъяснению вопросов применения налога на профессиональный доход при осуществлении видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, определенной приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности». Обращаться в отдел информационно-разъяснительной работы инспекции по тел. (0177) 73-93-27.

С 18 сентября работает "горячая линия" по лицензированию в сфере социального обслуживания

Крупский ТЦСОН информирует, что с 18 сентября работает телефон "горячей линии" 2-10-30 по вопросам лицензирования в сфере социального обслуживания и организации ухода за нетрудоспособными гражданами.

Please publish modules in offcanvas position.