– Вчера была на крестинах десятого правнучка Захарушки. По хорошему поводу собрались всей нашей большой семьей, – встречая гостей, признается хозяйка. К нашей встрече Валентина Антоновна нарядилась в платье с синим воротничком, аккуратно спрятала под косынку волосы.
Трудолюбие, доброжелательность, хороший настрой позволили ей дожить до такого возраста в добром здравии. Оптимизм и жизнелюбие этой мудрой женщины восхищают. Особенно, если учесть, что прожила она непростую жизнь …
Девочка Валя родилась в деревне Стаи Крупского района. Она была третьим ребенком в семье. С малых лет вместе со старшими братом и сестрой помогала родителям по хозяйству.
– В 37-м папа отдал колхозу все, что у нас было: лошадь, коров, овец.., но сам туда работать не пошел, – начинает рассказ о себе Валентина Антоновна. – А через некоторое время, как раз в Троицкую субботу, в деревне сгорело шесть домов, один из них наш. Моя сестра Нина тогда очень испугалась, заболела и через некоторое время умерла. Чуть позже не стало и мамы.
В девять лет девочка Валя стала хозяйкой. Смотрела за домом и огородом, готовила. К этому времени она успела окончить 4 класса местной школы. В 5-й не пошла: восьмилетка находилась в семи километрах от ее дома. Зимой добраться туда и обратно было сложным испытанием.
Когда началась война, Вале исполнилось 13. Недалеко, в деревне Шейка, стоял немецкий гарнизон. Оттуда в Стаи частенько приезжали полицаи, забирали у местных продукты питания, узнавали от старосты новости.
– В 44-м, как раз на Благовещенье, вместе с деревенскими женщинами я пошла на службу в Худовецкую церковь. Отстояли обедню, вышли – а кругом все оцеплено. Часовые выпускали только стариков, молодежь же загоняли в машины, – вспоминает Валентина Антоновна. – Сколько слез и крика было! Родители голосили, плакали и мы. Некоторым родные успели передать ссобойки. Мне односельчанка дала булочку хлеба.
Вместе с подругой Аней Валентину направили на работы в Германию. Через две недели их привезли в город Балинген. В концлагере, где было около сотни узников, она выживала больше года.
– Нас поселили на чердаке ткацкой фабрики. Здание окружал высокий забор, обнесенный колючей проволокой. Каждый день гоняли на работу. Правда, мы ничего не ткали, а делали нечто похожее на шпульки.
В этом лагере, рассказывает Валентина Антоновна, в людей не стреляли и не травили газом. Да и работа была несложной, хотя трудились по 12 часов. Но умереть от голода и болезней здесь было проще простого.
– Кормили нас раз в трое суток: давали маленькую 300-граммовую буханку, наполовину из опилок. Мы с подружкой Аней съедим в первый день по крошке весь хлебушек и плачем. Потому что остальные два дня пили только воду и чай. А есть хотелось все время, – признается Валентина Антоновна. – За три дня до освобождения нас погнали копать противотанковые рвы. А когда пришли американцы, оказалось, что лагерь заминирован. Чудом выжили, а ведь могли взлететь на воздух.
Осенью 1945-го Валентина вернулась в Беларусь. Дома девушку ждали испытания: весть о смерти отца, снова страшный голод и тяжелый труд в колхозе. В 1946 году вернулся с фронта брат Михаил. Вдвоем стало легче. А еще через три года Валентина вышла замуж за парня из райцентра – Алексея Вороновича. Строить семейную жизнь молодая пара начала в Карело-Финской ССР: трудились на лесоразработках. Позже вернулись в Крупки, построили дом. Валентина Антоновна занималась воспитанием троих детей. Успела поработать в больнице, в пекарне, в суде, райпромкомбинате. А через некоторое время устроилась на железную дорогу. Практически 20 лет она обеспечивала порядок на железнодорожном переезде на остановочном пункте Новая Жизнь.
– Встречала и провожала поезда. На этом участке движение всегда было интенсивным – это ведь главный ход направления Минск-Москва, – рассказывает собеседница. – На то, чтобы разглядеть в проходящем составе неисправность, угрожающую безопасности движения, было всего несколько секунд. Конечно, на скорости не все можно заметить, но, например, такие вещи, как развал груза, неисправность буксы, когда она горит или дымится, нарушение целостности планки нижней габаритности, которая устанавливается в колее пути, обнаружить можно.
Однажды она увидела, как задымился вагон-ресторан. На станции Крупки его отцепили. И поезд продолжил движение. А вот, когда недалеко от этого переезда на мосту через реку Бобр произошел сход локомотива и вагонов, дежурила ее напарница. Но в ликвидации последствий той аварии участвовал муж Валентины, монтер пути. Операция по подъему состава и ремонту путей длилась трое суток.
Уже тридцать лет Валентина Антоновна на заслуженном отдыхе. Несмотря на почтенный возраст, она сохраняет невероятное трудолюбие и старается справляться со всем самостоятельно. 5 июня женщина отметила 90-летие. Поздравить дорого человека собралась вся семья.
– Секрет моего долголетия прост. Никогда не унывать, даже если очень трудно, почаще улыбаться. И еще важно, чтобы окружали хорошие люди. А быть в настроении позволяют песни.
Анна МЕРКУШЕВИЧ.