На Крупщине, пожалуй, не найдется человека, который бы не слышал о Якове Беляеве, Николае Зайцеве, Николае Козловском, Василии Князеве, Елене Колесовой и других Героях Советского Союза, уроженцах Крупщины или совершивших подвиги на Крупской земле.
В последнее время не без нашего участия их список пополнился уроженцами района – Петром Назаренко, Иваном Акаловичем, Дмитрием Лытиным. Но были также неизвестные или малоизвестные Герои, принявшие непосредственное участие в освобождении Крупщины от нацистских захватчиков. Это те Солдаты Победы, которые удостоены высокого звания Героя Советского Союза за совокупность боевых действий, совершенных ими в годы войны, в том числе и на Крупской земле. Например, летчикам, как правило, это звание присваивалось за общее количество боевых вылетов и численность сбитых вражеских самолетов. Об одном из них, Герое Советского Союза, летчике Николае Григорьевиче Пинчуке, сражавшемся в небе над Крупщиной, хотелось бы рассказать подробнее…
«В воздухе – «Яки»
Так назвал свою книгу, написанную через 20 лет после Победы, полковник авиации, заслуженный военный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Н.Г. Пинчук. На ее страницах он в яркой, эмоциональной форме рассказал о боевых буднях летчиков 18-го гвардейского истребительного авиаполка, об освобождении своей родной Беларуси от немецких захватчиков. О себе автор упоминал скупо, хотя его жизнь – это жизнь неординарного человека.
Родился Николай в 1921 году в небольшой деревеньке Буденовка, что недалеко от Бобруйска.
В те далекие 1930-е годы, пожалуй, все мальчишки мечтали стать летчиками как Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и другие, чьи имена, как говорится, гремели по всей стране. Только у одних это так и осталось мечтой, а другие, как, например, крупчане Николай Зайцев, позже Владимир Коваленок эту мечту превратили в цель всей своей жизни. К ним по праву можно отнести и Николая Пинчука.
Его взлет в небо начался с Бобруйского аэроклуба. Конечно, трудно было совмещать учебу в школе с занятиями в аэроклубе. Не хватало времени на игры, развлечения, но преодолевать трудности помогала трудовая закалка, полученная в детстве на поле, сенокосе, способствовало то, что Николай рос крепким парнем, увлекался спортом.
Навсегда запомнилась юноше радость первого полета, когда самолет подчинялся малейшему движению руки, а вокруг расплескалась голубизна неба, далеко внизу раскинулся пестрый диван земли с узорами голубых рек и зеленых перелесков. Однако настоящее мастерство пришло не сразу.
Почти одновременно завершив учебу в школе и аэроклубе, Николай сделал следующий важный шаг: стал курсантом Одесской военно-авиационной школы. Затем последовала учеба в Конотопской авиашколе. Доучиваться пришлось уже после начала Великой Отечественной войны в Армавирской военной школе пилотов. Первая запись в летной книжке молодого пилота появилась в августе 1942 года, но и после этого потребовался еще год напряженного боевого труда, пока молодой летчик стал настоящим бойцом.
Николай на всю жизнь запомнил и свой первый воздушный бой под Можайском, и первый фашистский «Мессершмитт», сбитый им 22 сентября недалеко от города Белева. Да и как можно забыть, когда во время боя вражеский снаряд повредил кабину самолета и ранил летчика. К средине 1943 г. на его счету уже было 4 сбитых фашистских самолета. Пинчук летал в составе 18 гвардейского истребительного авиаполка в тесном взаимодействии с авиаполком «Нормандия-Неман».
29 августа 1943 г. отмечено успехом уже опытного летчика. В этот день восьмерка «Яков» вылетела на перехват группы бомбардировщиков из 36 самолетов. Несмотря на численный перевес противника, советские летчики начали атаку. В этом бою Николай сбил два вражеских «Хейнкеля». Но через несколько дней четверке «ястребков» пришлось вступить в бой уже с 40 бомбардировщиками. Выручили французские летчики, тоже вступившие в бой. Николай начал атаку против ведущего. Несмотря на маневры врага, несколькими очередями летчик поджег бомбардировщик. Быстро отвернув вправо, чтобы не столкнуться с горящим самолетом противника, Пинчук внезапно сблизился с другим «Юнкерсом». Буквально в упор он попытался открыть огонь, но бесполезно: окончились боеприпасы. И тогда Пинчук пошел на таран, ударив консолем крыла по хвосту вражеского самолета. Вражеский самолет стал разваливаться в воздухе, но и «ястребок» ушел в штопор. От столкновения заклинило кабину. Однако летчик в эти считанные секунды до неминуемой смерти не потерял самообладания. Упершись спиной в бронированную спинку кресла, Николай ногами стал ударять в створки, пока, наконец, крышка кабины не сдвинулась с места. Но здесь летчика подстерегала другая опасность. Беззащитного парашютиста стал расстреливать в воздухе другой вражеский самолет. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы французский летчик Дюран с дальнего расстояния пулеметными очередями не отогнал фашистского стервятника. Однако Пинчука ожидало еще одно испытание. Когда его парашют находился в сотне метров от земли, с вражеских окопов раздались выстрелы. Пуля обожгла грудь. От полученной раны, удара о землю он потерял сознание и уже не видел, как к нему подбежали красноармейцы… За этот бой летчик был удостоен правительственной награды: к ордену Красного Знамени, полученному ранее, прибавился орден Отечественной войны.
Лето 1944 г. Под крылом самолета уже родная Беларусь. Внизу видны груды развалин на месте Витебска, Орши и в то же время дымовая завеса на месте непрекращающихся боев. Началась освободительная операция «Багратион». Четверка «ястребков» под командованием старшего лейтенанта Пинчука почти не выходила из боев, прикрывая пехоту и танки, своих бомбардировщиков, штурмующих вражеские позиции в районе Орши, Толочина, Крупок. Продолжались и воздушные бои. Один из них, прошедший в небе Крупщины, подробно описан в книге «В воздухе – «Яки».
Вот что рассказал Н.Г. Пинчук:
«Войска 3-го Белорусского фронта стремительно продвигались вперед. На шоссейных и железных дорогах скапливалось большое количество техники и отступающих войск. Их то и дело бомбила советская авиация.
29 июня моросил частый мелкий дождь. Плотные облака окутали землю на высоте 200-300 метров. Такая погода считалась ограниченно летной. Несмотря на это, утром из штаба дивизии пришел приказ: любой ценой добыть разведданные о противнике на направлении главного удара наших войск.
Мне и Алексею Калюжному (ведомый Н.Г. Пинчука – Прим.авт.) приказали разведать противника в местах его скопления, проследить за перемещением немцев и немедленно докладывать все данные в штаб. В районе станции Бобр нас атаковали 2 немецких истребителя. Мой ведомый вовремя заметил их и разгадал замысел врага.
– Сзади, слева пара «фоккеров», – передал он мне по радио.
На большой скорости, выполнив левый боевой разворот, мы оказались в более выгодном положении, чем немцы, – выше и позади их. Фашистам ничего не оставалось, как встать в вираж. А на вираже, да еще на малой высоте в 600-800 метров «Яку» с «фоккером» справиться нетрудно. На втором вираже я зашел в хвост стервятнику и одной очередью прошил его. Он неуклюже перевернулся на спину и плюхнулся на землю неподалеку от станции. Второй «фоккер» на бреющем полете пустился к своим, за линию фронта».
В книге рассказывается не только о воздушном бое у Бобра, но и о многочисленных разведывательных полетах в район Крупок, Борисова, Смолевич. Другими словами, летчик не один раз выполнял боевые задания в небе над Крупщиной.
Советские войска неудержимо двигались на запад. 18-й истребительный авиаполк вместе с французским полком «Нормандия-Неман» перебазировались на аэродром Докудово, расположенный уже на освобожденной земле Крупщины, и оттуда продолжали наносить удары по врагу.
После освобождения Беларуси Николай Пинчук дрался с врагом в небе Прибалтики, Восточной Пруссии. 19 апреля 1945 года за 226 боевых вылетов, 46 воздушных боев, 18 сбитых самолетов противника и проявленные при этом мужество и высокое летное мастерство гвардии капитану Пинчуку Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В это высокой боевой награде есть частица подвига, совершенного Героем и на Крупской земле.
К концу войны заместитель командира эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан Пинчук совершил 307 боевых вылетов на «Яках», в 68 воздушных боях сбил лично 22 и в группе 2 самолета противника.
После войны он с отличием окончил высшую военную академию. Служил летчиком-испытателем. Удостоен почетных званий «Заслуженный военный летчик СССР» и «Заслуженный летчик-испытатель». Демобилизовался в 1975 г. в звании полковника. Жил и работал в Минске.
Герой Советского Союза Николай Григорьевич Пинчук награжден также орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями. Его имя достойно нашей памяти, достойно включения в число тех, кто приблизил Победу, внес свой вклад в освобождение Родины, в том числе и Крупской земли, от оккупантов.
Дмитрий ХРОМЧЕНКО, кандидат исторических наук.