Ведомый же был его щитом. Он видел свою задачу главным образом в том, чтобы в бою надежно прикрыть своего боевого товарища. Но это не значит, что ведомыми определяли худших летчиков. Имеющий меньше боевого опыта – да, но не худших.
Ведомым у Василия Николаевича Барсукова, о котором мы рассказывали в предыдущей публикации, был Григорий Прокофьевич Репихов.
Впоследствии его однополчанин летчик А.А. Калюжный так характеризовал Репихова: «Это был молодой летчик, он к нам пришел в полк в 1944 году. Он был отважный парень». В боевой обстановке летчик быстро приобретал необходимый опыт. И в памятном бою над Крупками 28 июня 1944 г., когда Барсуков и Репихов вдвоем сражались против 8 вражеских истребителей и победили, ведомый не только смог уберечь своего командира от атак с тыла, но и лично сбил вражеский самолет.
Впоследствии старший лейтенант Репихов сам стал командиром звена, совершил в годы войны около 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 8 самолетов противника, уничтожил 4 паровоза, много вагонов с боеприпасами и боевой техникой врага.
Будучи подбит в конце 1944 года, он направил свой горящий «Як» в железнодорожный состав противника...
Его боевой друг Василий Барсуков отразил этот драматический эпизод в одном из своих рисунков.
Официально летчик не стал Героем Советского Союза, но он Герой по существу, и его таран является поистине героическим поступком. Григорий Прокофьевич Репихов внес свой весомый вклад в общую Победу, в освобождение Крупок.
Дмитрий ХРОМЧЕНКО, кандидат исторических наук.