Наш постоянный читатель Людмила Ходкина из поселка Крупского задала вопросы, которые были разъяснены детально. Также в процессе диалога специалисты акцентировали внимание на проблемных моментах, которые сегодня актуальны для нашего региона и требуют дополнительных пояснений населению.
Участники диалоговой площадки:
Денис СЛУЦКИЙ – главный инженер Крупского РЭС филиала Борисовские электрические сети;
Андрей ХАРЛАМОВ – начальник Крупской районной энергогазинспекции филиала госэнергонадзора по г. Минску и Минской области;
Татьяна СТИБИКИНА – начальник отдела архитектуры и строительства и жилищно-коммунального хозяйства Крупского райисполкома;
Екатерина ЧЕСНОВИЧ – заместитель начальника отдела архитектуры и строительства и жилищно-коммунального хозяйства Крупского райисполкома;
Ольга ЩЕГЛОВА – начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Крупского райисполкома;
Марина БОРОДАВКО – главный редактор редакции районной газеты «Крупскі веснік»;
Корреспонденты районного периодического издания.
«Почему у нас в поселке не всех предупреждают о плановом отключении электроэнергии с помощью смс-оповещения? – спрашивала Людмила Леонидовна. – В частности, мне ни разу такое сообщение не приходило… Хотелось бы, чтобы к потребителям электроэнергии было более внимательное отношение».
– Действительно, мы рассылаем смс-оповещения абонентам с сообщениями об отключении электроэнергии, – начал разговор главный инженер Крупского РЭС филиала Борисовские электросети Денис Слуцкий. – Есть специальная программа, которая это делает, и наша организация ее внедрила и активно использует на постоянной основе. Однако читатель справедливо заметила, что пока не все абоненты имеют доступ к этой услуге. И я поясню, в чем причина. Для рассылки сообщений на номер мобильного телефона абонента требуется его одобрение на этот вид услуги. А получить его мы можем только при заключении дополнительного соглашения с абонентом к договору электроснабжения. Наши специалисты при перезаключении либо новом заключении договоров обязательно его предлагают оформить владельцам квартир и домов. Но так как услуга достаточно новая, то дошли далеко не ко всем. Если абонент допсоглашение не заключал, а желает это сделать в ближайшее время, то может не ждать, пока мы дойдем. Достаточно обратиться в отделение энергосбыта, которое находится в городе Крупки на улице Дзержинского, 2, где можно все оформить документально. И тогда смс-оповещение будет приходить обязательно.
«Мне удобно было бы получать информацию о плановых отключениях электроэнергии через районную газету, – продолжала Людмила Ходкина.– Это возможно?»
– Да, это возможно, – говорил Денис Владимирович. – Более того, в Белэнерго разработан четкий стандарт, который предусматривает оповещение людей путем вывешивания объявлений, подачи статей в местные средства массовой информации, через информирование коммунальных служб. Но все эти требования являются обязательными в случае отсутствия информирования посредством сообщений на мобильные номера телефонов абонентов. У нас же такая программа, как я отмечал выше, внедрена. Мы могли бы дублировать информацию и в газете, но тут есть нюанс. В случае каких-либо изменений (погодных, по другим причинам), оперативно сообщить об отмене плановых работ не получится. Как итог, будет недовольство, что мы дезинформировали абонентов. А на мобильные телефоны мы имеем возможность сразу же выслать информацию, что планы были откорректированы. Также хочу добавить, если у абонента еще смс-оповещение не подключено, то получить информацию о плановых отключениях электроэнергии по конкретным адресам можно на сайте Минскэнерго. Там есть специальная вкладка, в которой отображается актуальная информация по графику.
– Заблаговременное информирование населения о работах – это уже давно не право, а обязанность всех служб, – подключилась к разговору начальник отдела архитектуры и строительства и жилищно-коммунального хозяйства райисполкома Татьяна Стибикина. – Внесу предложение все-таки добавить такую информацию и в другие источники ее получения. К примеру, на сайте Крупского райисполкома есть вкладка с графиком питьевого водоснабжения населения тех населенных пунктов, где выявлено несоответствие питьевой воды по санитарно-гигиеническим и микробиологическим показателям. Возможно, есть смысл рядом добавить информацию по плановым отключениям электроснабжения.
– Мы также имеем возможность предоставить место для такого рода информации на сайте районной газеты www.krupki.by, – отметила главный редактор Марина Бородавко. – Наше периодическое издание сегодня имеет не только печатную, но и электронную версию, где актуализировать информацию можно в любое время суток.
– Отлично, значит, будем сотрудничать, – подвел итог рассмотрения этого вопроса Денис Слуцкий. – Мы постоянно готовим информацию по графику плановых отключений для сайта РУП «Минскэнерго». Будем дублировать ее и вам. Работу по информированию населения мы совершенствуем. Хотелось бы, чтобы тут все вопросы были закрыты. Однако хочу обратиться к крупчанам с просьбой со своей стороны также заботиться о получении такого рода информации. В частности, если дополнительное соглашение с абонентом заключено, а номер мобильного телефона изменился – сообщите нам. Иначе рассылка останется, и, возможно, она будет идти человеку, кому эта информация совершенно не актуальна. А вам придется искать другой ресурс для ее получения.
«И еще хочу разобраться, по какой причине у меня в доме может скакать напряжение от 160 до 240 вольт, – говорила Людмила Ходкина. – Замечаю это, когда начинает щелкать стабилизатор напряжения, подключенный к газовому котлу».
– По этому вопросу сложно рассуждать заочно, – говорил Денис Владимирович.– Но пояснения попробую дать, чтобы абонент в своем конкретном случае могла определиться с предполагаемой причиной и, если есть необходимость, обратиться за помощью к специалистам уже целенаправленно. Первое, что отмечу: не исключено, что сам стабилизатор работает некорректно. Это бывает достаточно часто. Чтобы этот момент исключить, нужно вызвать специалистов по факту, когда стабилизатор дает знать об очередных скачках. Выяснить, в нашем ведении эта проблема либо нет, можно по ее локальности: если она наблюдается только в одном доме, то, скорее всего, это внутренняя проблема. Если скачки фиксируются сразу у нескольких соседей по линии – причину ищет РЭС. В таком случае можно позвонить по телефону 5-53-47. И еще один важный момент. Учитывайте, что ГОСТом предусмотрено напряжение в сети 220 вольт. Также ГОСТом предусмотрено отклонение колебаний напряжения в сети +- 10 %. Грубо говоря, нормой считается напряжение в сети – от 198 до 242 вольт. Получается, что у Людмилы Леонидовны по верхнему показателю напряжение в пределах нормы, а вот по нижнему отклонение есть, и оно существенное. Но повторюсь, это в случае, если стабилизатор напряжение отображает корректную информацию.
– Но если она корректна, что может вызвать провалы напряжения? – задают вопрос специалисту участники диалога.
– Провалы обычно вызывает коммутация в сети, – продолжил тему главный инженер Крупского РЭС. – Когда происходят аварийные отключения. Эти провалы нечастые и кратковременные, потому что сеть быстро восстанавливается. Но подчеркну, если провалы есть на линии, то заметит не один дом. Они будут наблюдаться и у соседей. Провалы также могут возникать из-за недобросовестных соседей, которые превышают нормы электропотребления, допустимые техусловиями: пользуются сварочными аппаратами, пилорамами, не предназначенными для пользования в быту. Что касается скачков напряжения в одном домовладении, то тут также могут быть свои причины: работает стиральная машина, и в момент, когда включается тен – может быть такой скачок. Или в доме имеется скважина для воды, которая работает от электронасоса, который включается под действием собственной автоматики. Скачок будет в момент его подключения. Может какой-то другой энергоемкий прибор работает. Гадать не будем – тут необходимо, чтобы хозяйка понаблюдала за закономерностью таких скачков. В каждом конкретном случае с такой проблемой нужно разбираться индивидуально. Из причин также может быть несоответствие проводки в доме той нагрузке, которая имеется в сети. И тут нужно знать, что в соответствии с пунктом 109 Правил электроснабжения, ответственность за техническое состояние, эксплуатацию сетей внутренней электропроводки, соблюдение мер безопасности в одноквартирных, блокированных жилых домах, квартирах, различных подсобных строениях, гаражах для личного транспорта и других капитальных строениях (зданиях, сооружениях) граждан возлагается на их собственника (владельца), нанимателя.
Как мы выяснили позже, на платной основе такие услуги оказывает Крупское райагропромэнерго. Узнать подробнее можно по телефону 27-2-07. А также некоторые частные организации.
– Раз уже затронули эту тему, Денис Владимирович, можете ли вы пояснить населению, какими сварочными аппаратами можно пользоваться в быту, а какими нет? – задала вопрос Татьяна Стибикина.
– Нам достаточно часто люди говорят, мол «я купил этот прибор в магазине, он не самодельный, а значит пользоваться им в быту можно», – отметил Денис Слуцкий. – Часто это касается именно сварочных аппаратов. И тут все просто: если в паспорте к электроприбору написано «для пользования в быту» – использовать его в домашних сетях разрешено. Если такой пометки нет, то он требует дополнительных технических возможностей. Использование такого прибора в бытовых условиях является нарушением договорных отношений и, как следствие, влечет ограничение техническими способами бытового потребления до мощности, указанной в договоре. К слову, в паспорте к сварочному аппарату вы такой пометки не найдете. То же самое касается и большинства деревообрабатывающих станков.
– А продолжить наш диалог я бы хотел, подняв серьезность темы использования удлинителей в быту, – заметил начальник Крупской районной энергогазинспекции Андрей Харламов. – Участились несчастные случаи со смертельным исходом, где виной всему были либо самодельные удлинители, либо в неисправном состоянии. К примеру, в Смолевичском районе в конце июля и начале августа удлинители стали причиной смерти двух пользователей. Молодой мужчина занимался ремонтом самодельного электроприбора без отключения его от электросети. Женщина с помощью неисправного удлинителя пользовалась электрокосилкой. Исход в обоих случаях плачевный. Поэтому первое, на что важно обратить внимание, – удлинители в быту должны быть исключительно заводского исполнения на напряжение не менее 250В для сети 220В и на 500В для сети 380В. Удлинители, питающие передвижные электроприемники, должны быть оснащены устройством защитного отключения. Используйте защиту их от механического воздействия сторонними предметами (мебелью, оборудованием, приборами и т.д.). Также необходимо знать, сколько лет вашим удлинителям, какой номинальный ток при их использовании предусмотрен (он указывается на розетке и вилке штепсельного разъема). При истекшем сроке эксплуатации их лучше утилизировать. Когда приходит время для замены удлинителя, новый лучше покупать со встроенной защитой от перегрева и тока короткого замыкания. Все это очень важно.
– Мне кажется, что разговор по теме электроснабжения обязательно нужно будет продолжить, – внесла предложение начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Крупского райисполкома Ольга Щеглова. – Сегодня очень актуальна тема установки электрокотлов. Есть нюансы, которые необходимо донести населению. Поэтому давайте соберемся еще раз, и продолжить обсуждение.
Участники диалоговой площадки согласились, что встреча будет иметь продолжение.