– В прошлом году мы выпустили 4 тысячи 252 тонны сычужных сыров, большая половина ушла на экспорт, – рассказывает Василий Гур. – Наша продукция традиционно поставляется в Москву, Санкт-Петербург, Иваново, Калугу, Алтайский край и другие регионы Российской Федерации.
И не только сыр. В прошлом году в филиале произвели почти 700 тонн сладко-сливочного масла. Кстати, темп роста к уровню предыдущего года составил 214%. Практически все также ушло на экспорт.
Как-то довелось встретить такую мысль, что конкурировать на рынке молочной продукции сейчас можно только через диктатуру технологии. Тут не поспоришь.
– Качество было и всегда будет фактором определяющим, ведь невкусный сыр покупать не станут, – продолжает Василий Гур. – И здесь у нас два главных козыря – натуральность продукции и оригинальность рецептур. В последнее время мы делаем ставку на производство сыров с длительным сроком созревания, так называемой элитной группы. В плане рецептур плотно сотрудничаем со специалистами Института мясо-молочной продукции и производителями заквасок. Много оригинальных идей в этом плане принадлежит нашим технологам.
В прошлом году холопеничские сыроделы выпустили два новых вида продукции из линейки элитных. «QUESA BLANCO», по-испански белый сыр, – на основе козьей липазы, отличается специфическим вкусом. Любители козьих сыров уже оценили. И «Мегард» – на основе телячьей липазы.
– По моему мнению, за последние несколько лет «Мегард» – это лучшее, что мы сделали, – не без гордости говорит Василий Гур. – Он сразу же нашел своего покупателя. 13 января мы сварили очередные 2 тонны, и три месяца будем их холить и лелеять.
И это вовсе не фигура речи! Любой, кто побывает в филиале и пообщается с сыроделами, скажет, что для них сыр – это не просто производимая продукция. Это нечто большее, почти одушевленное, во что вкладываются не только знания и мастерство, но и душа. Наверное, поэтому и сыр здесь особенный. Всего в камерах предприятия зреет 200 тонн элиты.
Если с «российской» линейкой проще – сварили, засолили, упаковали в термоусадочные пакеты и через 40 суток созревания – на продажу, то с элитной группой общение куда более тесное. После посолки сыр проходит обсушку, в три слоя покрывается латексом и отправляется в камеру для созревания на 90 дней. И все это время за ним требуется пристальное внимание, его необходимо переворачивать, чтобы дать возможность вдоволь надышаться, строго следить за температурно-влажностным режимом и выполнять ряд других важных технологических манипуляций.
Кстати, не так давно филиал приобрел высокопроизводительную машину для покраски сыров с длительным сроком созревания. Если ранее в сутки вручную красили две-три тонны, то сейчас это можно делать до 10 тонн.
– Отрадно, что наши элитные сыры смогли занять на рынке свою нишу, – подчеркивает Василий Гур. – Свежий пример: сыр «Знатный» сделал себе имя в России. Совсем недавно в Москве на «Продэкспо» покупатели озвучили намерения приобретать его 100 тонн в месяц. Правда, пока такой объем мы обеспечить не можем, а вот тонн 60 – вполне. Так что очевидно, что рынки сбыта есть, поэтому можно думать об увеличении производства.
И серьезный шаг в этом направлении уже сделан в 2016 году – начата работа по строительству современной камеры для созревания сыров на 700 тонн. Это позволит разместить там «российскую» группу, а на высвободившейся имеющейся площади более плотно работать с элитой.
На сегодня линейка сыров Холопеничского филиала насчитывает 23 вида. «Российский особый», «Российский молодой», «Знатный», «Грювер особый», «Триумф», «Белая Русь, «Рочистер», «Мегард» и так далее.
– Мы постоянно держим руку на пульсе, – продолжает директор. – В этом процессе важная роль принадлежит нашему головному предприятию – ОАО «Здравушка-милк». Там очень профессиональная коммерческая служба, сделано все, чтобы строго отслеживать конъюнктуру рынка. Поэтому можно эффективно варьировать объемами и ассортиментом, чтобы обеспечить сбыт продукции. Я считаю, что главный результат прошлого года – сыра на складах не было, все производство было просчитано под рынок.
Грамотный баланс позволил Холопеничскому филиалу сработать прибыльно – это показали итоги прошедшего года. И новый начался с позитива – планы января выполнены. Впрочем, как и всегда.
На сегодня мощности филиала позволяют в сутки выпускать до 18 тонн сыра, а емкостное оборудование может принимать до 200 тонн молока.
– Производство работает круглосуточно. В коллективе трудятся почти 200 человек, – подчеркивает Василий Гур. – Надо сказать, что вхождение предприятия в ОАО «Здравушка-милк» дало нам 70 новых рабочих мест. Решен такой важный вопрос, как загруженность сырьем под полную потребность в течение всего года. А это позволяет предприятию работать ритмично и продуктивно.
Модернизировано и само производство. В свое время для проектирования и монтажа нового оборудования были приглашены французские специалисты, а технологи получили уникальную возможность стажироваться во Франции. Усовершенствовано и приведено в порядок камерное оборудование, где проходит созревание и хранение сыра, построено новое солильное отделение. Затем введена в эксплуатацию линия порционной нарезки и фасовки сыра в термоусадочную пленку.
В филиале заботятся, чтобы продукция была и высококачественная, и соответствовала современным тенденциям дизайна. Без этого тандема сейчас на рынке – никак.
– Мы работаем над вопросами ребрендинга, – делится планами Василий Гур. – Ведем переговоры с поставщиками термопакетов об использовании новых, креативных идей, о новой концепции дизайна упаковки. Есть очень интересные предложения, которые, я надеюсь, в скором будущем обретут свое реальное воплощение.
Люди на предприятии работают с удовольствием. А это немаловажно в таком производстве. Машины машинами, а энергетика человеческих рук в сыроварении – дело далеко не последнее. Кого ни спроси в разных землях и странах, и каждый ответит, что изготовление сыра – это не простое производство, это таинство. Холопеничские сыроделы в этом знают толк. И заботятся, чтоб ремесло переходило из поколения в поколение.
Кадровая политика руководителя такова – сделать так, чтобы бесценный опыт сыроваров как можно дольше служил родному предприятию, а молодежь могла его перенимать и дополнять своей энергией и новыми идеями.
На производстве заметно много молодежи. Очень развито наставничество. И вообще, атмосфера какая-то особенная, располагающая, и даже уютная, если можно применить такое определение к предприятию. Настоящий корпоративный союз. А это дорогого стоит! И если защитная повязка, которую во время работы надевают сотрудники по требованию стандартов, скрывает улыбку, то блеск в глазах спрятать невозможно. Ведь это же сыр!