В самом разгаре ягодный сезон. Уже в начале июля на рынках и на обочинах скоростных трасс можно было наблюдать бойких, порою чуть навязчивых торговцев спелой малиной, сладкой земляникой и слегка кисловатой черникой.
Первые июльские праздничные дни действительно выдались жаркими. Подальше от городского зноя и нещадной духоты в квартире решила и я с семьей выехать на лоно матушки-природы, уж очень манила к себе черника-ягода. Путь нам предстоял недалекий – лес с черничными кустиками в районе Новой Жизни. Настроение у всех с самого утра было приподнятое. В планах наметили собрать целебных ягод, в перерыве отдохнуть на лесной полянке, перекусить (на свежем воздухе аппетит всегда лучше) и просто насладиться необыкновенной тишиной и невозмутимым спокойствием леса. Да не тут-то было. Увидели ягодник, и все – до сих пор «душа болит, а сердце плачет». Одиноко и безрадостно торчат голые стебли, листва ободрана… Вокруг все беспощадно вытоптано, измято. Поодаль с чудом выжившей веточки тоскливо «озирается» затаившаяся ягодка. Прошли чуть дальше – кустарник хилый, ягоды мелкие-мелкие. Таких много не соберешь. Понятно, что это дело варварских рук заготовителей (а по-другому их и не назовешь), бездумно пользующихся комбайнами для сбора ягод. Ну и что с того, что черничная полянка практически уничтожена! Подумаешь, лес большой, ягодных мест даже очень предостаточно! А тот факт, что на месте загубленного кустика появится новый только спустя двадцать лет, таким «сборщикам», судя по всему, и вовсе неведом.
Не воспринимающий такого ярко выраженного кощунства и откровенной наглости мой внутренний голос «орал во всю мочь»: «Люди, вы что законов не ведаете или элементарно не разумеете, что творите?!» Двенадцатилетняя дочка беспрерывно твердила: «Ведь нельзя же так поступать». Пришлось мне ей объяснять, что всему виной человеческая жадность, стремление к материальной выгоде, беспросветной пеленой затягивающей глаза людей. К разговору подключился и мой муж. «Казалось бы, человек разумный, каждый день изобретает что-то новое, а сколько вреда наносит природе. Забывает, что земля – существо живое. Ураганы, наводнения, жара – это всего лишь ее отпор человеческой жестокости», – философски изрек он. Откуда-то издалека внес свою лепту в наши размышления четырнадцатилетний сын: «Такие собиратели ягод ни о чем не думают. Им все равно – после них хоть потоп».
Никто и не спорит: сбор ягод на продажу – это дополнительный вклад в семейный бюджет. Ведь заготовители покупают чернику по двадцать тысяч рублей за килограмм, а торговцы вдоль обочин шоссе и вовсе берут по пятьдесят тысяч за литр. Некоторые люди за ягодный сезон умудряются заработать приличную копейку (я знаю таких, кто в этих целях специально увольняется на лето с работы). Но вот вопрос – думают ли они о цене ущерба, нанесенного их «умелыми» руками природе? И что поразительно, вездесущие работники пробираются даже в самые дремучие леса нашего района. Нет совершенно никаких преград на их пути к «материальному удовлетворению».
В тот день ягод мы так и не собрали – попросту не хватило ни сил, ни терпения. Да и настроение было испорчено. В самом деле, сбор черники – труд тяжелейший, я бы даже сказала адский. Совершенно невыносимая жара, постоянное чувство усталости, боль в спине, целая армия комаров, мошек, слепней, шмелей, кусающих до безумной боли. И только работая над этой заметкой, я задумалась: а может, это лес вот таким образом защищается от своих посетителей? Может, это гномы из легенды вновь напоминают о себе?
Знаю, мои рассуждения вряд ли заставят заготовителей ягод отказаться от «помощников»-комбайнов. Потому в данной ситуации просто хотелось бы попросить: если уж пользуетесь этим «чудом техники», то делайте это как можно бережнее. Сделайте милость: пригнитесь ниже к ягодному кустику, поклонитесь земле, вас взрастившей. И ягоды будут целее, и совесть ваша будет чище.