– Работаю в школе полгода, – рассказывает Яна. – Являюсь классным руководителем 5 класса. Недавно заполняла личную анкету и в графе «количество детей» хотелось поставить 20 (улыбается). Адаптационный период проходили с ребятами вместе. Они свой после начальной школы, а я свой – после студенческой скамьи. Хорошо помню 1-е сентября. Я к нему готовилась, немного волновалась. Чтобы у ребят осталось в памяти первое знакомство, подарила каждому пряник в виде цифры «5». На прянике – имя ребенка и пожелание «Учись на «10». Дети были в восторге. В воспитательной работе делаю упор на сплочение классного коллектива, формирование таких качеств, как доброта, милосердие, взаимопомощь.
Молодому специалисту есть что передать своим ученикам. Ведь она сама активная, творческая, любознательная. Университет Яна закончила с красным дипломом. Кроме учебы, занималась волонтерством, руководила клубом волонтерской помощи детям с особенностями. Научилась играть на гитаре. Пять лет занимается исследовательской деятельностью.
– В университете я входила в состав студенческой научно-исследовательской лаборатории, – продолжает Яна. – Сначала занималась исследовательской деятельностью по химии, потом по педагогике. Современных детей трудно чем-то удивить. Это понятно, много информации черпается из интернета. Поэтому меня волновал вопрос «Как увлечь детей предметом?» Под руководством преподавателя я начала разрабатывать тему «Мотивация учащихся». Тщательно изучила навыки, которыми должен обладать учитель. С научным руководителем решили провести эксперимент с лэпбуками. Это так называемая книжка на коленях, то есть книжка-раскладушка с множеством наклеенных картинок, вкладок и информацией. Предложила студентам на практике опробовать эту технологию. И что вы думаете? После практики пришли к выводу, что это эффективно. Конечно, на каждом уроке этого не сделаешь. Вот, к примеру, сегодня в 11 классе была тема «Азот». Предварительно старшеклассники сделали лэпбук, и класс занимался по нему. Детям нравится: лэпбук можно повертеть, открыть, он красочный и яркий. Школьники находят дополнительную информацию, она остается в памяти. Развивается и творческое мышление, и чувство эстетики.
Кстати, в декабре прошлого года Яна Швед стала дипломантом-победителем международного конкурса научно-исследовательских работ. Она представляла научную статью «Развитие метапредметных компетенций будущих учителей биологии посредством проектной деятельности».
– Как обычно проходит праздник 8 Марта? – спрашиваю у Яны.
– Всегда по-разному, – отвечает педагог. – Незабываемым было 8 Марта прошлого года. Я тогда была студенткой, и мы с друзьями поехали на экскурсию в Гродно. Посмотрели церкви, костелы, местные достопримечательности. Нравится на праздники собираться в кругу семьи. На Ухвале живут мои родители и брат. Обязательно поеду к ним. Уже подготовила маме подарки. Есть на Ухвале у меня трехлетняя крестница Анечка, тоже всегда ждет меня. В день 8 Марта хочется много цветов, ведь это весенний праздник. А вообще, желаю всем женщинам быть счастливыми независимо от даты в календаре.
В свободное время молодой учитель посещает тренажерный зал, вышивает, рисует картины по номерам. В планах – поступить в магистратуру по педагогическому направлению.