Первой на встречу с губернатором пришла многодетная мама Наталья Шикуть из агрогородка Быстрица Копыльского района. Женщина рассказала, что в 2023 году начала строительство собственного жилого дома площадью 105 «квадратов». Как многодетной маме, воспитывающей ребенка-инвалида, ей выделили на эти цели субсидию в размере 146 тысяч рублей. Наталья нашла застройщика, который обязался возвести для большой семьи дом, перечислила деньги.
— Первое время застройщик работал добросовестно, но потом начались проблемы. На сегодня дом по факту не готов к проживанию, мы не можем туда въехать! Застройщик сделал коробку, утеплил фасад, поставил окна, однако нет отопления, даже двери — и те не установлены! — сокрушается Наталья Васильевна. — Отсутствуют полы, потолки. Куда ушли наши деньги, не понимаю…
Между тем заявительница уверяет: по актам выполненных работ у застройщика все может сходиться.
— Мы заключили с ним гарантийное письмо, где были перечислены виды работ, которые застройщик обязался выполнить. Но он, например, указал в актах объем арматуры 2 тонны 300 кг — этого хватило бы на многоэтажный дом! Те же доски не обработаны, откосы не доделаны. На контакт застройщик идти отказывается, но я лишь прошу, чтобы он доделал то, о чем мы договаривались.
По словам Натальи Шикуть, она обращалась в различные инстанции с этим вопросом, в том числе ОБЭП.
— Этот дом строился для моего ребенка-инвалида, чтобы он мог жить полноценной жизнью, чаще бывать на свежем воздухе. А теперь неизвестно, когда мы сможем переехать. Довести дом до ума своими силами возможности нет.
Волнует женщину еще один вопрос: к ее дому нет нормальной дороги. Наиболее критическая ситуация весной, когда дорогу размывает и она превращается в кашу.
— Там раз в год только делают подсыпку, но это не помогает. Чтобы выйти на улицу, приходится брать 2 пары обуви: резиновые сапоги, чтобы пройти по грязи — и обычную обувь, в которую можно переобуться после преодоления полосы препятствий, — вздыхает Наталья Шикуть.
Реально смотреть на вещи
На недобросовестного застройщика пожаловалась еще одна многодетная мама — Ирина Щелкун из Слуцка. Ситуация у нее аналогичная: организация-застройщик не выполнила договорные обязательства.
— Мы тоже взяли субсидию и назвали застройщику сумму: нам обещали сделать крышу, стены, полы. Но по факту пола до сих пор нет, крыша в плохом состоянии. При том, что все работы должны были быть выполнены еще до конца декабря.
— А в договоре перечислены виды работ, которые взялся выполнить застройщик? — уточнил руководитель Миншины.
— Нет, есть только смета, — ответила Ирина Щелкун.
— Нужно реально смотреть на вещи и понимать, что за 150 тысяч хороший дом не построишь. И вы должны понимать, проверять, кому перечисляете свои деньги и кому доверяете строительство жилья, — высказал свое мнение Александр Турчин.
Между тем, как рассказали специалисты областных служб, застройщики из Копыля и Слуцка ликвидировать свои недочеты отказались, так как деньги, выплаченные Натальей Шикуть и Ириной Щелкун, у них закончились, а работать за свой счет они не готовы. Однако в действиях застройщиков хватает и других нарушений: будет проводиться дополнительная проверка.
— Нам нужно зафиксировать некачественное выполнение работ со стороны застройщиков. Ждем заключения экспертов, материалы проверки, и далее принимаем решение о возбуждении дела, после чего можно требовать возмещение ущерба, — сказал Александр Турчин.
— Что касается домов заявителей, они не должны стоять полудостроенными: посмотрим, что там осталось сделать, во сколько это обойдется и кто сможет завершить работы. Будем искать решения.
Также губернатор поручил весной привести в порядок дорогу, о которой говорила Наталья Шикуть.
— Спасибо большое за неравнодушие! Мы знали, что у нас великая страна и в ней много таких хороших людей, — поблагодарила Наталья Шикуть руководителя центрального региона.
Житель деревени Загорное Клецкого района Леонид Крыжевич 7 лет занимается фермерством. Сегодня он имеет в своем распоряжении 4 участка земли площадью 22 га, на которых содержит 48 голов КРС. Некоторое время назад мужчина обратился в райисполком, чтобы ему выделили очередной участок земли для пастбища, выращивания зерновых и кормовых культур.
— С 2017 по 2020 годы мне без проблем выделяли землю. В 2020 году, когда у меня уже было 19 коров и телята, и я снова попросил участок, мне сказали оформлять КФХ. Я так и сделал, после чего написал заявление на предоставление мне 60 га земли. Мне согласны были выделить всего 30 га, но позже его сократили до 10 га. Сейчас у нас с супругой есть ЛПХ (2,05 га) и КФХ (20,5 га), — пояснил Леонид Васильевич. Сегодня, 23 января он пришел на личный прием граждан к председателю Минского облисполкома Александру Турчину.
По словам мужчины, когда он в последний раз обратился за выделением участка, прилегающего к его территории, ему отказали.
— Я в прошлом году сдал 45 тонн молока, а надоил больше 60 тонн. Чтобы развиваться, как фермер, мне нужна земля, — говорит заявитель. — Тем более, я еще держу овец, птиц.
Председатель Клецкого райисполкома Юрий Карлович отметил: молоко государству сдает жена заявителя как физлицо.
— По статистике за фермерским хозяйством у Леонида Крыжевича числится 4 головы КРС, все остальное переведено на ЛПХ. А что касается земли, которую просит заявитель, она высокобалльная, подготовлена под сев.
— Есть нормативы: сколько земли должно приходиться на одну голову КРС. Мы готовы предоставить вам участок земли для развития фермерского хозяйства. Но и вам ставим четкие условия: если вы получаете дополнительную землю, на 1 января каждого года у вас должно быть определенное число скота, плюс вы обязаны сдавать определенный объем молока, — дал ответ губернатор. — Если же вы берете участок под выращивание зерновых культур, урожайность зерновых должна быть не ниже, чем в хозяйстве.
Александр Турчин поручил до весны определиться с земельным участком и предоставить его Леониду Крыжевичу для развития фермерского хозяйства.
Лариса Годун проживает в частном секторе Клецка на улице Янки Купалы. Женщина рассказала, что к ее земельному участку вплотную подбирается сосед: намеревается строить дом с нарушением закона.
— Я живу в доме своих родителей. На смежном с моим участке долгое время стоял дом, построенный непонятно как. Чтобы вы понимали, одна стена того дома фактически служила оградой между нашими земельными участками. Но соседский дом возводился в послевоенное время, а на правила, нормы тогда не особо обращали внимания.
По словам заявительницы, несколько лет назад соседний участок перешел к другому хозяину. Мужчина года два им не занимался, пока не решил на месте старого дома построить новый. Причем на том же фундаменте.
— Сосед строит большой дом, состоящий из двух частей. Одна часть расположена по правилам: на расстоянии 3 метра от границы моего участка. Но другая часть дома, вернее стена, снова будет границей участка, забором. И если сосед захочет оштукатурить эту стену, побелить ее или еще что-то — он может по суду «выбить» право зайти на мой участок, ведь другого способа подобраться к стене нет. Но зачем мне такое? Я не хочу, чтобы по моей земле ходил посторонний человек! — рассказала Лариса Степановна губернатору во время личного приема.
За день до этого мы созвонились с пенсионеркой и попросили разрешения приехать, чтобы своими глазами увидеть соседский участок и дом, который скоро должен там вырасти. Лариса Годун не возражала.
На участке, расположенном по соседству с землей пенсионерки, дома как такового еще нет — однако строительство его идет полным ходом. И судя по фундаменту будущей постройки, одна ее стена действительно придется ровненько по границе земельных участков. Особенно жалко на этом фоне выглядел забор, которым Лариса Годун попыталась хоть как-то обозначить границы земель: как говорится, не забор, а «кариес».
— По закону сосед должен был отступить от границы моего участка 3 метра! Если же он хочет строить дом на расстоянии ближе, чем 3 метра — обязан взять у меня письменное согласие, нотариально заверенное. Но сосед с такой просьбой ко мне обращался. Получается, он возводит дом вопреки строительных норм, да еще не соблюдаются противопожарные нормы.
Как заверила Лариса Степановна, она не раз обращалась в компетентные органы района: с тем, чтобы они разобрались в ситуации, рассудили ее и соседа.
— Мне отвечают, что у соседа есть проект, согласно которому он проводит реконструкцию старого дома. Но какая реконструкция, если он полностью снес дом, за исключением фундамента, и строит новый!? А если он поставит трехэтажный коттедж? На моем участке вообще тогда не будет света и солнца! Зато вся вода с крыши соседа будет литься на мой двор! — сокрушается пенсионерка. — Проект соседа нужно отозвать и внести туда изменения.
Председатель комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома Алексей Новиков подтвердил: сосед Ларисы Годун строит дом согласно проекту.
— Но по моему мнению, это новое строительство, не реконструкция. Здесь действительно необходимо соблюдать требования в 3 метра или брать у заявительницы разрешение на строительство дома вплотную к ее участку.
По словам председателя Клецкого райисполкома Юрия Карловича, сосед Ларисы Степановны отодвигать фундамент дома не намерен.
В свою очередь Алексей Новиков предложил компромиссный вариант: сосед заявительницы сделает новый проект, предусматривающий отсутствие свеса над участком Ларисы Годун.
— Если сосед откажется от такого варианта, мы делаем запрос в Министерство архитектуры и строительства, чтобы специалисты расставили все точки над «і»: речь все-таки идет о реконструкции дома или строительстве. После чего уже будет приниматься решение касательно судьбы строящего дома, — подвел итог Александр Турчин. — Но прежде нужно объяснить соседу Ларисы Степановны, как будет развиваться ситуация, если он не примет компромиссный вариант.
Жители райцентра Ирина Виталева и Вячеслав Седлецкий:
— Нашу улицу 17 Сентября цивилизация в некотором смысле обходит стороной. Когда здесь вели газопровод, большинство домовладений были газифицированы, но в 5 домов голубое топливо так и не пришло: как нам сказали, денег не хватило, — рассказал Вячеслав Александрович. — Пять лет назад мы задумали перевести дома на электроотопление, отправили запрос в электросети. Получили отказ: не хватает технической мощности. При том, что в отдельных домах по нашей улице электроотопление уже есть!
По словам заявителей, в электросетях им пообещали, что в 2025 году линии электропередач на улице 17 Сентября все-таки реконструируют.
— Но даже после реконструкции линий электроотопление нам подключать не будут. Энергетики советуют за свой счет газифицировать дома. Но это обойдется в 20 тысяч минимум! Где взять такие деньги? — сокрушается Ирина Андреевна.
К слову, о претензиях жителей улицы 17 сентября мы знали до приема у губернатора — за день побывали в гостях у Ирины Виталевой и Вячеслава Седлецкого. Оценили, сколько сил и времени им приходится тратить каждый день, чтобы протопить дома. В доме Ирины Андреевны стоит паровой котел, который за зиму «сжирает» порядка 500 рублей. На эту сумму женщина покупает дрова и брикет. Столько же «бросает в топку» печки и Вячеслав Александрович…
Генеральный директор «Минскэнерго» Павел Горудко отметил: сделать сейчас электроотопление в домах заявителей действительно нет технической возможности.
— Но как так получается, что чьи-то дома в Клецке на электроотопление переводят, а кому отвечают отказом? — задал риторический вопрос Александр Турчин.
Гендиректор УП «МИНСКОБЛГАЗ» Юрий Куклицкий, в свою очередь, предложил заявителям газифицировать свои дома. С учетом дотаций это обойдется в 9 тысяч рублей на 5 семей. Однако Ирина Виталева и Вячеслав Седлецкий от такого варианта отказались.
— У меня старый дом, там нет смысла проводить газ, — развела руками Ирина Андреевна.
— На данный момент электроотопление вам не дадим: это невозможно от слова совсем, — подытожил Александр Турчин. — Но у нас запланирована реконструкция электросетей и тогда вам, с большой долей вероятности, сделают тепло из розетки. Предположительно это 2025 или 2026 год, не ранее.
Еще несколько лет назад агрогородок Голынка Клецкого района можно было назвать перспективным: здесь есть школа, дом культуры, работает почта. Вот только число жителей населенного пункта постепенно уменьшается. Местные уверены — если бы в агрогородке провели газ или хотя бы оснастили дома электроотопление, демографическая ситуация была обратной.
— Газификация обошла нас стороной, хотя в соседней деревне уже давно пользуются природным газом. В 2021 году мы начали писать письма с целью узнать: если газа не будет, то хотя бы на электроотопление мы можем рассчитывать? Нам приходили многообещающие ответы: запланировано реконструкция подстанции и сетей 0,4кВт, в том числе по улицам Молодежной, Советской, Садовой, — рассказал житель Голынки Вячеслав Бобко. Вместе с соседками Еленой Дудук и Зоей Булат он пришел сегодня, 23 января на личный прием граждан к председателю Минского облисполкома Александру Турчину.
По словам Вячеслава Викторовича, в письме были указаны и конкретные даты проведения работ: 2022-2023 годы. Однако на календаре уже начало 2024 года, а сети в Голынке так и не реконструированы.
— Мы обратились в райисполком. Получили письмо, согласно которому «реконструкция электросетей и подстанции в Голынке для возможного подключения электрического отопления домовладениям граждан по Молодежной, Советской, Садовой запланирована до конца 2025 года».
— Однако по факту нас просто кормили обещаниями: в районной газете был опубликован перечень населенных пунктов, где на 2025 и 2026 годы запланирована реконструкция электросетей — и Голынки в этом перечне нет, — разводит руками Елена Дудук.
Другими словами, сельчанам и дальше придется делать на зиму запасы дров и торфа, отапливать дома котлами. Правда, чтобы тепло от этого котла поступало регулярно, он должен работать постоянно. А иначе… +15С, не более. Откуда такая точная информация? Мы встретились с Вячеславом Бобко за день до приема граждан у губернатора. Мужчина пригласил нас в дом, прихожая которого была заставлена ведрами с брикетом; провел на кухню, где установлен паровой котел.
— Вечером приходим с работы, топим котел. Причем сидим до 12 ночи, чтобы жилье нагрелось. Но уже утром в доме прохладно, а вечером, когда возвращаемся с работы — в комнатах конкретно холодно, — говорит Вячеслав Бобко.
Мы попросили его принести комнатный термометр (хотя и без него было понятно, что в комнате не Ташкент). Прибор показал +14С. А ведь на улице еще не так холодно, всего пару градусов ниже нуля.
— Дом приходится отапливать несколько раз на день. А иначе будем мерзнуть, — вздыхает сельчанин.
Как заверили обратившиеся, сегодня порядка 50 жителей Голынки хотят перевести дома на электроотопление.
По словам генерального директора «Минскэнерго» Павла Горудко, на данный момент ведутся проектные работы реконструкции электросетей в Голынке.
— Специалисты уже работают! В 2025 году проектные работы будут закончены, и в 2026 году вы сможете перейти на электроотопление, — подчеркнул губернатор. — Это предельно максимальные сроки. Может, получится и раньше электрифицировать агрогородок Голынка. Но позже точно нет.
Татьяна Зозуля проживает в агрогородке Яновичи Клецкого района. Женщина рассказала губернатору о проблемах с водоснабжение в населенном пункте.
— У нас долгое время был плохой напор воды, особенно в домах, расположенных по улице Школьной. Мы много, куда обращались, просили решить проблему. Не так давно вода стала идти хорошо: и напор есть, и качество воды высокое, что подтвердила санстанция. Это связано с тем, что раньше у нас была вода из водонапорной башни, а теперь она напрямую подается из Клецка. Так что в этом вопросе поставлена точка, за что большое спасибо! — сказала Татьяна Святославовна. — Главное, чтобы ситуация не поменялась и напор воды не спал.
Но в Яновичах есть проблема иного характера. По словам женщины, трехэтажный дом по улице Гагарина давно нуждается в капитальном ремонте. Его, в принципе, обещали сделать, но в итоге руки у коммунальников не дошли.
— У людей в квартирах плесень: потолки, стены — все черное. И в таких условиях они живут годами.
Гендиректор ЖКХ Минской области Юрий Кукашук заверил: проектно-сметная документация капремонта дома уже готова. В течении года работы будут проведены.
— Дадите мне отдельный отчет по этому дому: что конкретно там нудно сделать, какова стоимость работ. Если там действительно критическая ситуация, приступим к капремонту оперативно, — обратился Александр Турчин к гендиректору ЖКХ Минской области.
Татьяна Зозуля ответом губернатора осталась довольна.