Имя этого человека - Заля Львович Сироткин. Родился он 20 мая 1927 года в посёлке Бобр Крупского района, окончил Белорусский политехнический институт (сейчас - БНТУ), работал инженером на Минском автомобильном заводе, а в 1960 году стал первым главным конструктором завода "БелАЗ". И именно Заля Сироткин является инициатором создания принципиально новой и самой передовой на тот момент грузовой машины, с которой началась история карьерных самосвалов "БелАЗ".
13 мая 2024 года учащиеся 5-х классов СШ №1 г.Крупки вместе с педагогами Инной Анатольевной Галеевой и Еленой Николаевной Сенокосовой побывали на легендарном автомобильном заводе "БелАЗ". Экскурсия прошла в рамках Года качества. Ребята познакомились с историей жодинского завода, на котором работает 9000 человек (больше, чем всё население Крупок), посетили производственный цех и смогли подняться на крупнейший карьерный самосвал в мире.
450-тонный гигант "БелАЗ 75710", дважды рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, - главная гордость завода! Всего собрано четыре таких машины. Одна из них работает на угольном разрезе в России, и когда её отправляли по месту назначения, то разобрали на 91 тысячу деталей, которые заняли 25 железнодорожных платформ.
Интересный факт: карьерные самосвалы "БелАЗ" собирают и тестируют, а затем... снова разбирают, чтобы отправить покупателю.
В год с конвейера сходит более 1000 единиц техники. В основном они отправляются работать в карьеры России, Индии, Ирана, где добывают уголь, железную руду, золото и даже алмазы. В зависимости от того, в холодную или жаркую страну поедет работать БелАЗ, его оборудуют отопительными приборами или кондиционером. К слову, для жарких стран иногда производят БелАЗы белого, а не привычного жёлтого цвета, так как белый цвет лучше отражает свет, и кабина тогда меньше нагревается.
Один из белых карьерных самосвалов ребята увидели на выставочной площадке. Там же находится очень красивый 90-тонный БелАЗ в белорусском национальном стиле, который буквально на днях был торжественно представлен публике. Увидеть беспилотные БелАЗы, которые уже несколько лет работают в реальных условиях, и БелАЗы на аккумуляторных батареях (самые большие электромобили в мире) пятиклассникам пока не удалось, но мы уверены, что эта экскурсия - далеко не последняя, и у ребят ещё будет возможность своими глазами увидеть все новейшие разработки белорусских конструкторов!