Зрители, деятели искусства и родные пришли для того, чтобы вновь встретиться и прочувствовать дух и энергию Бориса Аракчеева и Захара Кудина, которых уже нет с нами… Все работы впервые представлены в Крупской художественной галерее. Дочь Бориса Аракчеева Оксана привезла картины, которые мало кто видел. Это одни из последних работ талантливого художника. Оксана их отреставрировала, и вот они в Крупках. Мы привыкли видеть на картинах Бориса Аракчеева красочные пейзажи, природу родного края. Да, работал он в основном в станковой живописи. На выставке представлены работы, на которых можно увидеть не только краски. Спросите: а что же еще? Мох, марлю… и даже фотопленку!
– Работы – удивительные, – отметила Оксана Аракчеева. – Некоторые я нашла склеенные между собой. Я почистила, покрыла лаком – теперь как новенькие. Папа рисовал до последних своих дней. Он жил исключительно искусством. Он рисовал на всем. Я тут даже выставила работу, которую он сделал на дверце какого-то шкафчика. Я говорила: «Папа, я тебе нагрунтую холстов, я для тебя подготовлю все», но все равно, стояли эти холсты, а он найдет самую обычную дощечку. Как он мне объяснял, она по тону очень подходит. То есть, тон – или цвет неба, или цвет земли, уже готово.
Борис Аракчеев – выдающийся художник, один из самых ярких живописцев Беларуси 20 века. Выставка проходит в рамках проекта «Молодые художники Беларуси», инициированного Крупской художественной галереей. Художник Захар Кудин – самый молодой художник в коллекции Национального музея, занимался скульптурой, живописью, digital-искусством, работал в направлении нейро-арт! Как жаль, что обо всем этом мы говорим в прошедшем времени… 29 декабря 2019 года Захара не стало. Нереально реальный Захар Кудин ушел на взлете таланта. Когда ему было 33 года.
– Художники живы, пока о них помнят и восхищаются их работами, – говорила мама Захара Наталья Кудина на открытии выставки. – Два года Захар провел в Америке. Эта поездка повлияла на его мировоззрение и внутреннее состояние. У него рука всегда была занята: постоянно работал, что-то делал. Он торопился жить. Каждый свой день наполнял очень плотно, как будто чувствовал, что не успеет что-то. «Ну, отдохни ты!» – «Нет-нет, я не могу, не успею». Везде, где бы ни был Захар, появлялась мастерская. Он даже если в гости ехал на неделю – там уже появлялись холстики, «дэвэпэшки», какие-то кусочки линолеума или ламината... И все это исписывалось.
И это подтверждает библиотекарь из агрогородка Черея – Татьяна Козловская. Она также приехала на открытие выставки.
– У нас в библиотеке есть неоконченное полотно Бориса Аракчеева, которое предоставила Оксана. Я этой работой очень горжусь. Но я бы хотела рассказать одну историю маме Захара, – отметила гостья. – Года 4 назад у нас проходил фестиваль. Приехала группа молодых художников, среди которых был и Захар Кудин. И вот вечером в сельском Доме культуры они устроили перформанс. На весь зал они раскатали рулоны обоев. Играла музыка, а ребята рисовали. Мой сын после увиденного пришел домой, попросил краски и тоже начал рисовать. Это о многом говорит. Люди, которые были там, прониклись энергетикой. Это было просто что-то невероятное.
Работы Бориса Аракчеева – тяжелые, причем в прямом смысле слова, так как на них наложено много слоев красок, и это придавало объем. А глядя на картины Захара, чувствуешь дух бунтарства, юности и свежести взгляда.
О необычной энергетике Захара вспоминал на открытии выставки деятель искусства Григорий Ситница. Когда-то он возглавлял Союз художников Беларуси. Он знал Захара.
– Каждый молодой художник должен помнить о своем пути и значении, что он делает, как это отзывается среди других художников, – подчеркнул он.
…Проект Крупской художественной галереи «Молодые художники Беларуси» будет реализовываться на протяжении всего 2022 года.
Фото Александра БУДЬКО.