Дом ремесел не только большая мастерская. Здесь дети и взрослые с удовольствием обучаются народным ремеслам, знакомятся с материалами и инструментами, необходимыми для воплощения своих идей. Руководит районным Домом ремесел Татьяна Сухоплюева, она же стоит у истоков его создания. Директор хорошо помнит, как интересно и увлекательно было начинать возрождение традиционного искусства.
– Хотелось делать все качественно и красиво, чтобы удивить людей, – рассказывает Татьяна Леонидовна. – И у нас получилось. Мы смогли организовать так, что люди постоянно приходили к нам на экскурсии и приводили с собой гостей города. Все восхищались, потому что такого у нас никогда не было. На тот момент, когда открывался Дом ремесел, он был седьмым в области.
Через несколько месяцев после открытия мастерам нужно было ехать со своими работами на республиканские «Дожинки». Для этого работники Дома ремесел много трудились, чтобы успеть ко времени. Вышивали, занимались фитодизайном, изготавливали кукол. Кстати, идея создания традиционных белорусских кукол принадлежит директору Татьяне Сухоплюевой. Это и были ее первые работы. Татьяна Леонидовна вместе с мастерами стала заниматься различными видами декоративно-прикладного искусства. И она прошла весь творческий путь – от любителя до профессионала.
– Я начала вышивать картины в стиле «рококо», – продолжила директор Дома ремесел. – Затем вспомнила, что в юности ткала иголкой. Решила снова взяться за ткачество, при этом применила другую технику. Многие тогда использовали в работе одну длину ниток, а я делала картины разными, в результате изображение получилось объемным. Для создания такой картины обязательно нужно брать жесткую ткань, чтобы нитки оставались в ней и хорошо держались, также понадобится и специальная иголка. Конечно, это очень кропотливая работа.
Затем Татьяна Леонидовна освоила валяние из шерсти. Этому она научилась самостоятельно, из интернета. А вот увидев однажды цветочное панно, сделанное из кожи, решила, что она обязательно должна попробовать что-нибудь подобное.
– Конечно, изначально было нелегко, – признается Татьяна Леонидовна. – Просто у меня было огромное желание научиться создавать красивые вещи из кожи. В творческом плане всегда нужно расти, совершенствоваться, я так и делала. Если сравнить мои работы 10 лет назад и сейчас, то разница большая. Считаю, что за все время работы я смогла достаточно хорошо отточить свое мастерство. Придумываю свои технологии в творчестве. При закупке материала ищу мягкую, податливую, тонкую кожу. А жесткую кожу использую либо на основу, либо вырезаю из нее лепестки для цветочной композиции. Только такие детали, вырезанные из толстой кожи, как правило, не имеют нужной формы. Они слишком ровные и не похожи на живые. Нет тех прекрасных изгибов и естественного объема. Это легко исправить. После раскроя детали цветка нужно разогреть над огнем. Для этого лепесток подносится к пламени (конфорка или свеча) на расстояние не ближе 10-15 см. Огонь должен подогреть краешек листка, лепестка или завитка. Тогда деталь естественным путем изогнется и приобретет нужную форму.
Мастерица, используя мягкую кожу, за несколько часов может задрапировать рамочку. А с жестким материалом работа идет чуть дольше. Больше всего ее привлекают панно из цветочных композиций. Но проблема в том, что не всегда можно найти подходящий цвет. Однажды Татьяна Леонидовна захотела сделать картину, на которой будет букет сирени, но никак не могла найти кожу нужного цвета. Прошло время, материал появился, и вот, пожалуйста, панно с сиренью. Было время, когда закупили много кожи белого цвета, тогда несколько картин были с зимними сюжетами.
– Конечно, задумок у меня много, – говорит Татьяна Леонидовна. – Проблема в том, что я не люблю красить кожу, так как смотрится такая картина некрасиво. Поэтому, когда покупаю материал, то смотрю, чтобы он был разноцветным. От нехватки цветной кожи тяжелее воплощать в жизнь свои задумки. Вот хочу сделать подсолнухи, но мне нужна кожа не просто желтого цвета, а горчичного и вдобавок несколько его оттенков, чтобы цветы смотрелись, как живые. И я жду того момента, когда эта кожа появится. Но без дела не сижу, придумываю сюжеты, глядя на материал, который имеется. Вот у меня есть рогожка голубого цвета, из нее я собираюсь делать платье для куклы. Голубой лен и золотая соломка – очень красивое сочетание. Если приложить творческие способности и немного фантазии, то любая работа получится красивой и интересной, но делать ее нужно в хорошем настроении, чтобы она несла позитивный заряд.