Все присутствующие почтили их память минутой молчания... Приглашенные на встречу земляки, воины-интернационалисты с трепетом в душе рассказывали ученикам Крупской районной гимназии о своей службе. Это был настоящий урок мужества!
О себе и об афганской войне рассказал первый гость, уроженец деревни Колодница Виктор Клишанец. Службу в Афганистане он проходил с сентября 1983 года по ноябрь 1984, в должности летчик-штурмана Ми-8. Налет на вертолете составил более 400 часов. Нужно отметить, что вертолетам в афганской войне суждено было занять особое место. В силу своей универсальности они применялись для решения различных задач, а зачастую становились единственным средством обеспечения и поддержки деятельности Советской Армии. Боевая обстановка требовала от летчика выполнения маневров высшего пилотажа.
– Эскадрилья, более 20 экипажей, шла из Кобрина, – рассказывает Виктор Михайлович о вхождении в Афганистан. – Авиация находилась в Демократической Республике Афганистан посменно. Нас сменила эскадрилья с Украины. Базирование нашего 50-го отдельного смешанного авиационного полка (п.п. 97978) осуществлялось на аэродроме Кабула. Задачи стояли самые разные. Доставляли мы оружие, боеприпасы, продовольственные товары. В основном приходилось работать с десантниками 350-го пдп. Высаживали их чаще всего в горах, а сами возвращались на место дислокации. Через 10-15 дней после высадки забирали их. Страшно было на них смотреть – такие истощенные. Понятно, что боевые действия проходили в сложных горных условиях. Была и проблема с водой. Вроде снег и ручьи, но много воды старались не пить, потому, что шло вымывание солей из организма и уже через несколько дней ребята теряли сознание. За время службы приходилось перевозить и раненых, и, как ни скорбно говорить, убитых. Также выполнял полеты на цель указания, высадку десантно-штурмовых, разведывательных и досмотровых групп, сопровождал колонны. Сбрасывали светящие авиабомбы для освещения местности с целью обеспечения визуальной воздушной разведки в ночных условиях. Работало это следующим образом: при сбрасывании бомбы на заданной дистанции факел воспламеняется и давлением пороховых газов вместе с парашютом выталкивается из корпуса авиабомбы. Выброшенный горящий факел медленно снижается на парашюте, освещая местность. Время горения такого факела около 10 минут. Вроде вылеты выполнялись удачно, но один экипаж, все-таки «душманы» сожгли. В Афганистане мы не думали о том, как нам тяжело, просто выполняли свой долг. Привыкали ко всему.
Виктор Клишанец вспомнил и первую операцию возле Гардеза, и первые потери... После Афганистана он вернулся на родину и продолжил службу. Сейчас находится на заслуженном отдыхе, живет в родной деревне Колодница. Но все еще не покидает авиацию. На протяжении нескольких лет он работает в Африке, в Конго, где на вертолете Ми-8 перевозит и грузы, и людей. Восемь месяцев там, четыре – здесь. Как раз накануне памятной даты Виктор Михайлович приехал домой.
На встречу был приглашен наш земляк воин-интернационалист, уроженец деревни Прудок Михаил Кришталь. В Афганистане он служил в должности заместителя командира автомобильного взвода в 636-м отдельном батальоне материального обеспечения 201-й мотострелковой дивизии (п.п. 53380), дислоцированном в гарнизоне Северный Кундуз. Основной задачей подразделения было обеспечение горюче-смазочными материалами. Автомашины Урал-375 Н с цистернами заливали горючим из барж, стоящих на речке, служащей границей между Союзом и Афганистаном, в районе порта Шерхан, или в Пули-Хумри, куда был проложен трубопровод. Затем колонны с боевым охранением развозили ГСМ по воинским частям, дислоцированным по всему Афганистану.
– Поначалу было непросто, так как опыта вождения автомобиля практически не было, – говорит Михаил Владимирович. – Хорошо помню, как мне показали мою машину и сказали, что завтра выезд. Ну, и, как говорится, понеслось: Шерхан, Пули-Хумри, Файзабад. Самый быстрый рейс, туда и обратно, длился около недели. А самый долгий – месяц. В одном из рейсов погиб мой товарищ – Володя Руденко. Получилось так, что я попал в госпиталь. В это время Володя ездил на моей машине. А когда вернулся из госпиталя, мне сказали, что пусть Володя сделает еще рейс. К этому времени я исполнял обязанности старшины роты. И когда колонна шла на Файзабад, то сожгли мою машину, на обратной дороге Володя погиб.
После службы в Афганистане старший сержант Кришталь вернулся из армии. Домой «афганец» добирался несколько дней, дорога была длинной и непростой. Дома его встретили родные и близкие. Михаил Владимирович с болью в сердце вспомнил, как друг его младшего брата Владимир Криштопенко все интересовался про службу в Афганистане и прямо горел желанием попасть именно туда. Его мечта сбылась. Все мы знаем, что он там погиб.
Послевоенная жизнь Михаила Владимировича была насыщенной. Работал он преподавателем, заместителем декана факультета доинститутской подготовки и профориентации молодежи Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького. Далее работал начальником отдела по работе с молодежью Крупского райисполкома, помощником заместителя председателя Минского облисполкома. В это же время являлся заместителем председателя Минской областной организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане. Работал в системе АСБ «Беларусбанк», затем в коммерческих организациях, далее заместителем директора ГУ МГУ ФВ и СУМ, директором КУП «Физкультура и здоровье», заместителем директора учреждения РЦ ФВС. Сейчас живет в Минске. А еще Михаил Кришталь пишет стихи, в том числе и о службе в Афганистане.
Перед школьниками выступил уроженец деревни Игрушка Сергей Евтюхов. Службу он проходил с 1984 года по 1986 в 47-м Керкинском пограничном отряде Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа. В Афганистан он отправился добровольцем, подав начальству несколько рапортов. Сергей Евгеньевич рассказ о себе начал издалека, много говорил о боевых товарищах.
– После призыва на срочную службу я оказался в школе сержантского состава в грузинском Ахалцихе, – рассказывает Сергей Евгеньевич. – Здесь проходила серьезнейшая подготовка. Было такое, что если кто-то один плохо отстрелялся, все отделение 17 км от стрельбища возвращалось бегом. К тому же по дороге лейтенант мог скомандовать «Воздух!» или «Атака справа!» – и все как один падали в грязь, имитируя бой. К утру вещи уже должны быть постираны и поглажены. А еще ночью могли нас поднять и спросить тактико-технические характеристики гранаты или пулемета. Если не ответил – садись и учи. Все, чему нас там учили, я помню до сих пор. И, конечно же, такая подготовка мне здорово пригодилась и в Афганистане, и в дальнейшей моей профессиональной деятельности. Я сам лично подал рапорт: прошу отправить для прохождения дальнейшей службы в ДРА. Но командир порвал. Такая же история была и во второй раз. В третий раз я все-таки добился своего. У меня спрашивали, с чего это вдруг я так горю желанием пойти в Афганистан? А просто потому, что я был воспитан так. В школе учитель истории много рассказывал о Великой Отечественной войне. Я знал всех героев, когда и где проходили операции. И для меня за честь было пойти служить в Афганистан и помочь братском народу.
После учебы в Термезе Сергей Евтюхов попал в десантно-штурмовую группу. Довелось участвовать в многочисленных операциях. Одна из них проходила в январе 1986 года. Группу Евтюхова высадили на позиции, приказали окапываться. Едва бойцы управились и решили перекусить, по ним ударили с двух сторон: окруженная банда и другая, которая пыталась ее деблокировать. Бои шли двое суток... За время службы Сергей Евгеньевич принимал участие в более 30 боевых выходах. Его десять раз могли убить в бою за арык. Могли убить, когда группа нарвалась на банду, которая выходила из окружения. Выходила боевыми порядками, с головным, тыловым и боковыми дозорами. Пограничники наткнулись на боковой из сотни «духов». Заметили их вовремя и уже практически укрылись в арыке, когда замполит демаскировал их: «Духи»! К бою!» «Духи» открыли шквальный огонь первыми: голову не поднять! Многократный численный перевес был на их стороне. Они уже окружали и кричали: «Сдавайтесь!» Евтюхов успел связаться с «бортами», которые кружили неподалеку. Они не опоздали и сделали свое дело.
Сергей Евтюхов после службы в Афганистане вернулся на малую родину. Поступил в Белорусский государственный институт народного хозяйства и успешно его окончил. Затем – слушатель высших курсов КГБ Республики Беларусь. С февраля 1995 по 2006 год в рядах КГБ Республики Беларусь. Сейчас воин-интернационалист, подполковник запаса, ветеран спецподразделения «Альфа» живет в Минске.
Каждая история была уникальной и проникновенной. Школьники слушали воинов-интернационалистов с воодушевлением. Долго не могли распрощаться с гостями. Огромную благодарность землякам высказали заместитель районной ветеранской организации Елена Иотченко и директор Крупского историко-краеведческого музея Тамара Больбот. Они отметили, что в далеком Афганистане воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство.