Оккупировав летом 1941 года территорию Белоруссии, фашистские захватчики установили на нашей земле так называемый «новый порядок» - режим террора, насилия и рабства. Они лишили Беларусь государственной самостоятельности, а белорусский народ - социальных и политических завоеваний, элементарных гражданских прав и человеческих свобод. Никогда не изгладится из памяти людской суровая реальность гитлеровского оккупационного режима на нашей многострадальной земле. Везде, где ступала нога фашистского солдата, шло тотальное истребление ни в чем не повинных людей. Их пытали, жгли, травили собаками, вешали, умерщвляли в душегубках, морили голодом, заражали инфекционными заболеваниями, расстреливали. И все это делалось по заранее спланированным директивам. В соответствии с разработанным генеральным планом «Ост» предполагалось 75 процентов белорусов выселить (точнее - уничтожить) и лишь 25 процентов, наиболее пригодных по расовым признакам онемечить, то есть превратить в рабов для будущих немецких колонистов. За три года оккупации (1941-1944 гг.) на территории Белоруссии фашисты превратили в руины 209 городов и поселений, разрушили 9200 сел и деревень, в том числе 628 деревень были уничтожены вместе со всеми жителями. 186 деревень так и не были возрождены.
Каждый год, встречая очередную весну, мы поздравляем и благодарим, сегодня уже немногочисленных, героев, подаривших нам свободную жизнь под мирным небом, и свято чтим память о жертвах войны. Символом таких жертв и страданий белорусов стала трагедия уничтоженной фашистами деревни Хатынь.
22 марта 1943 года для восстановления поврежденной партизанами связи между Плещеницами и Логойском были направлены 2 взвода 1-й роты 118-го полицейского охранного батальона, которые попали в засаду, организованную партизанским отрядом «Мститель» партизанской бригады «Дяди Васи». В завязавшейся перестрелке партизаны убили шеф-командира роты гауптмана Ганса Вельке и 2 полицейских, несколько карателей ранили. Для преследования партизан была вызвана помощь. Вскоре из Плещениц прибыли подразделения 118-го полицейского батальона, а из Логойска – эсэсовцы из батальона Дирливангера. Во второй половине дня каратели окружили деревню Хатынь. Завязался бой с партизанами. Под давлением превосходящих сил противника партизаны с боем отступили. Фашисты не стали их преследовать, а учинили расправу над ни в чем не повинными хатынцами. Всех их, от мала до велика, фашисты согнали в стоявший на окраине деревни сарай. Не щадили ни женщин, ни детей. Сарай обложили соломой, облили бензином и подожгли. Деревянное здание моментально загорелось. В дыму задыхались и плакали дети. Люди пытались спасти свои жизни. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери сарая. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, каратели хладнокровно расстреливали из пулеметов и автоматов. 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них – 75 детей. Самому маленькому ребенку было всего лишь семь недель. Деревня была разграблена и сожжена дотла.
На месте сожженной вместе с жителями деревни Хатынь в память о погибших жителях Беларуси воздвигнут мемориальный комплекс «Хатынь», в котором воплощена идея мужества и непокоренности белорусского народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя Победы.
Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года – в дни празднования 25-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Архитектурно-скульптурный комплекс «Хатынь» повторяет планировку бывшей деревни и состоит из отдельных фрагментов, раскрывающих трагедию мирных жителей Беларуси. В центре мемориала возвышается 6-метровая бронзовая скульптура «Непокоренный человек».
В этом образе жителя Хатыни, скорбно несущего на руках ребенка, зверски убитого фашистами и не склонившего голову перед гитлеровскими захватчиками, увековечен подвиг всего белорусского народа. В элементах мемориального комплекса выражено не только чувство сострадания к погибшим, но и гордость за мужество и стойкость белорусского народа.
Справа от скульптуры на месте совершенного злодеяния расположена символическая крыша сарая, выполненная из черного лабрадорита. Напротив – братская могила заживо сожженных жителей Хатыни, над которой возвышается Венец Памяти со словами обращения погибших к потомкам и живущих к погибшим.
Дорожка из железобетонных плит ведет к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 бывших домов лежит первый венец сруба из серого, цвета пепла, бетона. Внутри обелиск в виде печной трубы – все, что оставалось от сожженного дома. На мемориальных плитах – имена и фамилии погибших жителей деревни, с указанием возраста детей до 16 лет. Перед каждым домом открытая калитка - символ гостеприимства хатынцев.
Обелиски увенчаны колоколами. Они одновременно звонят каждые 30 секунд – в память о тех, кто отдал свою жизнь, но не покорился врагу. Четыре мраморных колодца стоят на том месте, где раньше были настоящие.
Следующий фрагмент мемориала – символическое «Кладбище деревень», сооруженное в память всех белорусских деревень, уничтоженных фашистами вместе с людьми и не возродившихся к жизни. На символическом кладбище захоронены урны с землей 185 деревень Беларуси, разделивших судьбу Хатыни. 186-я невозрожденная деревня – Хатынь.
433 белорусские деревни, пережившие трагедию Хатыни, после войны заново отстроены, возрождены. О них рассказывает элемент мемориала «Символические деревья жизни».
Места массового уничтожения людей в Беларуси в период оккупации увековечены в траурной «Стене Памяти», в нишах которой названия концлагерей и мест массового уничтожения людей с указанием количества жертв.
Завершающим аккордом мемориального комплекса «Хатынь» стал Вечный огонь. Здесь на черном траурном постаменте четыре углубления, но только в трех из них растут березки, символизирующие жизнь на белорусской земле. Четвертой березки нет, как нет в живых каждого четвертого жителя Беларуси. В память о каждом четвертом, уничтоженном фашистами в годы Великой Отечественной войны, горит в Хатыни Вечный огонь- символ немеркнущей памяти народной.
Авторский коллектив Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов в 1970 году были удостоены звания Лауреатов Ленинской премии. Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» включен в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Люди разных политических убеждений и вероисповеданий приезжают в Хатынь почтить память жертв второй мировой войны. Скорбный звук колоколов Хатыни напоминает о трагических судьбах русских деревень Красухи, Хацуни, украинского села Кортелисы, литовской Аблинги, чешской Лидице, французского Орадур-сюр-Глан и многих других населенных пунктов, стертых фашистами с лица земли в годы второй мировой войны.
Посещение мемориала заставляет людей осознать хрупкость мира, задуматься о Вечном. Мемориальный комплекс «Хатынь» выражает миролюбивую политику нашего государства. За годы существования Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» посетили свыше 36 миллионов человек практически со всех уголков нашей планеты.
В 2004 году на территории мемориала открыта фотодокументальная экспозиция «Хатынь», в которой представлены материалы, свидетельствующие о преступной идеологии нацизма, о планах фашистской Германии в отношении белорусского народа и методах их осуществления, о неслыханных по своей жестокости преступлениях гитлеровцев на белорусской земле.
Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» стал местом гражданского и патриотического воспитания молодёжи, символом мужества и непокорённости белорусского народа, принесшего на алтарь победы миллионы человеческих жизней, местом проведения международных акций. Ежегодно в день уничтожения деревни Хатынь, 22 марта, в Государственном мемориальном комплексе «Хатынь» проходят Акции памяти. Традиционными стали торжественные церемонии возложения венков представителями общественности, ветеранами и молодёжью к Вечному огню в день Победы 9 мая и в День республики 3 июля.
Представители разного возраста, люди разных континентов после посещения Государственного мемориального комплекса «Хатынь» остаются едины в одном убеждении: только сохраняя память о войне, мы обеспечим мирное будущее своим потомкам.