krupki.by

ru RU be BE en EN

Малиновый звон на заре…



Малиновый звон на заре…

Автор / Общество / Суббота, 04 апреля 2015 17:27 / Просмотров: 1926

С магистром искусств, директором школы звонарей Минского епархиального управления, лауреатом международных конкурсов Богданом Березкиным мы встретились на концертной программе «Колокольный перезвон» во время проведения в Крупках фестиваля православной культуры «Кладезь».

Богдан Владимирович подарил тогда многочисленным крупчанам, которые пришли в тот вечер в Крупскую детскую школу искусств, удивительный концерт в рамках проекта «Музыка – воспитание души». 

Богдан Березкин – человек творческий и многогранный. В этом смогли убедиться все присутствующие. Сейчас он обучает учащихся колокольному звону, хотя основным инструментом в его творческой деятельности является баян, виртуозное владение которым он продемонстрировал, исполняя на нем разноплановые произведения: от Баха и Вивальди до народных русских и украинских мотивов, аргентинской народной музыки. За безупречное исполнение каждого номера зал благодарил талантливого музыканта громкими аплодисментами. 

В завершение выступления по приглашению мастера колокольного звона на сцену выходили и звонили в колокола все желающие. А мы в это время под звон колоколов взяли интервью у гостя крупчан.  

– Богдан Владимирович, интересно узнать о первом появлении колоколов. Когда это случилось?

– Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали египтяне, евреи, римляне. На Востоке они были известны в Китае и Японии. В древние времена колокола были совсем небольших размеров и клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы. Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении – в точности неизвестно. Во времена гонений на христиан об их употреблении не могло быть и речи, так как первые христиане собирались на молитву в тайне от властей. Их созывали на богослужение особые люди, которые назывались народособирателями. 

Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому. Как гласит легенда, во сне епископ увидел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов и он велел отлить их в металле. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка. 

Поначалу колокола делали небольшими. Но с ХV века в России появились собственные колокольные заводы, где взялись за создание колоколов гигантских размеров. С тех пор при храмах стали формироваться звонницы, «голос» которых с приобретением каждого дополнительного колокола слегка менялся. Вы можете спросить: почему? Да потому, что двух одинаковых по звучанию колоколов никогда не встречается. Характерная для православного звона нежная певучесть достигается особой пропорцией меди и олова. В эталонном сплаве – восемьдесят процентов меди и двадцать олова. Но если получится добавить на один процент олова больше, то голос бронзы обретет дивную «серебристость».

Со временем церковь и колокольный звон стали неразделимыми понятиями. С помощью звона прихожан оповещали о начале и конце службы, созывали население на вече, предупреждали о возможной опасности. Каждый вид звона отвечал за свое событие. К примеру, благовест созывал на церковную службу, набат на вече, всеполошный сообщал весть о пожарах, охранный предупреждал о нападении врага, а путевой указывал дорогу заблудшим. Как видно, колокольный звон был очень разным, что заставляет удивляться изобретательности и смекалке древних славян.

– А правда, что у каждого колокола в звоннице своя «обязанность», и какие виды колокольных произведений существуют?

– Все колокола делятся на три группы. Самые большие – благовестники, басовые колокола. Средние – подзвонные или альтовые. Маленькие – зазвонные. Большие колокола задают темп, средние выполняют гармонические функции – дают аккордовость, объем звучания. Маленькие колокола заводят основной ритм, характер звона. В основе православного звона лежит ритм. Вы не услышите мелодии в звоне, ее просто нет.

В православном колокольном звоне есть четыре канонических звона. Первый – Благовест – звон в самый большой колокол. Второй – погребальный перебор, который исполняется в окончании земного пути человека в храме отпевания усопших. Третий звон называется водосвятным. Он исполняется во время освящения воды на праздник Крещения и звучит непрерывно, как ручеек. Четвертый звон – трезвон радостный – это звон во все колокола, который символизирует нашу веру во Светлое Христово Воскресение и бессмертие души. Пасхальный трезвон, или Красные звоны  – самые красивые, но при этом и самые сложные.

– А что Вы скажете про малиновый звон? Помните, как в песне: «И на заре, как сквозь сон, слышен малиновый звон…»

– Царь Петр приехал в бельгийский город Малин, где услышал колокола. Купил такие же колокола и привез в Петербург. И звон в эти колокола из Малина получил название Малиновый звон. Оттуда и пошло. Никакого отношения к русским каноническим звонам не имеет. И к малине тоже.

– Вы сказали, что колокольный звон – это голос Бога, и этот звон может исцелить человека от недугов души и тела. Как же возрождается колокольное искусство в Беларуси?

– Трудно себе представить, что еще несколько десятилетий назад колокольный звон был в немилости у советской власти. А ведь это наше культурное наследие, и оно с Божьей милостью сейчас возрождается. У людей появляется интерес и желание учиться. Школа звонарей Минского епархиального управления основана 15 лет назад – 26 января 2000 года – по благословению Митрополита Филарета при приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мы занимаемся подготовкой звонарей для приходов, храмов, монастырей Минской епархии. Однако, если посмотреть архив школы, у нас учились ребята со всей Беларуси и с ближнего зарубежья: из России, Украины, Прибалтики. Слава Богу, это востребовано и хорошо, когда в храме появляется свой голос. 

– Расскажите, пожалуйста, о том, существуют ли какие-то критерии отбора в школу звонарей, и какие предметы изучают поступившие? 

– В требованиях сказано: принимаются желающие по рекомендации приходов и монастырей и благословению правящего архиерея. Это самый важный критерий отбора. Если человек приходит учиться, это значит, что в храме нужен колокольный звон. 

А изучают они все. В первую очередь, практику колокольного звона, его историю и теорию, основы теории музыки. Также изучают ряд теологических предметов, которые помогают разобраться в церковном богослужении: церковнославянский язык, устав богослужения, историю Русской Православной Церкви и Священную историю. Есть курс по основам теории музыки, там студенты без музыкального образования постигают азы музыкальной грамоты. К слову, около 25% обучающихся нашей школы имеют музыкальное образование. Обучение в школе длится 4 месяца. На учебные дисциплины отведено 15 часов в неделю. В остальное время ребята могут отрабатывать домашние задания на учебной звоннице. В конце обучения их ждут экзамен по практике звона и зачеты по теоретическим предметам.

– Богдан Владимирович, Вы отметили, что учащиеся занимаются на учебной звоннице. А какая она?

– Вот наша учебная звонница, (отвечая на вопрос, он показывает на небольшое деревянное сооружение, на котором висят колокола здесь же, в детской школе искусств – авт.) – Она обычно стоит в классе нашей школы – в приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Звонница эта достаточно мобильная. Можно смело сказать: такая передвижная звонница в Беларуси одна! Мы с ней объехали всю нашу страну, за границу выезжали, в Россию, Украину. Принимаем участие в различных международных фестивалях, конкурсах.

Замечу, что ни один инструмент не выразит то, что способен донести до сердца колокольный звон. При этом каждый колокол уникален, как и человек: звонарей учим всех одинаково, а звонят по-разному. И лично для меня колокольный звон – это жизнь.

Фото Александра БУДЬКО.

Автор

Татьяна Толкачева

Татьяна Толкачева

Актуально

28 ноября состоится заседание комиссии по содействию занятости населения

В четверг, 28 ноября, в административном здании Крупского районного исполнительного комитета по адресу: г. Крупки, ул. Советская, д. 8, с 15.00 до 16.00 состоится заседание постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения.

30 ноября "прямую линию" проведет председатель Крупского райисполкома

В субботу, 30 ноября, с 9.00 до 12.00 прямую телефонную линию проведет председатель Крупского районного исполнительного комитета КОЗЕЛ Анатолий Станиславович. Телефон 2-77-47.

28 ноября встречу с населением аг. Ухвала председатель райисполкома

Внимание! Встреча с населением председателя Крупского районного исполнительного комитета КОЗЕЛА Анатолия Станиславовича, которая должна была пройти сегодня, 26 ноября в аг. Ухвала, переносится на четверг, 28 ноября, и пройдет в 10.00 в аг. Ухвала (административное здание Ухвальского сельисполкома).

27 ноября можно получить консультацию врача общей практики на базе УЗ «Крупская ЦРБ»

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача общей практики на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября.
Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

22 октября ИМНС проводит день информирования по вопросом применения налога на профдоход

22 октября инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Борисовскому району для физических лиц проводится тематический день информирования по разъяснению вопросов применения налога на профессиональный доход при осуществлении видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, определенной приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности». Обращаться в отдел информационно-разъяснительной работы инспекции по тел. (0177) 73-93-27.

С 18 сентября работает "горячая линия" по лицензированию в сфере социального обслуживания

Крупский ТЦСОН информирует, что с 18 сентября работает телефон "горячей линии" 2-10-30 по вопросам лицензирования в сфере социального обслуживания и организации ухода за нетрудоспособными гражданами.

Please publish modules in offcanvas position.