Богдан Владимирович подарил тогда многочисленным крупчанам, которые пришли в тот вечер в Крупскую детскую школу искусств, удивительный концерт в рамках проекта «Музыка – воспитание души».
Богдан Березкин – человек творческий и многогранный. В этом смогли убедиться все присутствующие. Сейчас он обучает учащихся колокольному звону, хотя основным инструментом в его творческой деятельности является баян, виртуозное владение которым он продемонстрировал, исполняя на нем разноплановые произведения: от Баха и Вивальди до народных русских и украинских мотивов, аргентинской народной музыки. За безупречное исполнение каждого номера зал благодарил талантливого музыканта громкими аплодисментами.
В завершение выступления по приглашению мастера колокольного звона на сцену выходили и звонили в колокола все желающие. А мы в это время под звон колоколов взяли интервью у гостя крупчан.
– Богдан Владимирович, интересно узнать о первом появлении колоколов. Когда это случилось?
– Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали египтяне, евреи, римляне. На Востоке они были известны в Китае и Японии. В древние времена колокола были совсем небольших размеров и клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы. Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении – в точности неизвестно. Во времена гонений на христиан об их употреблении не могло быть и речи, так как первые христиане собирались на молитву в тайне от властей. Их созывали на богослужение особые люди, которые назывались народособирателями.
Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому. Как гласит легенда, во сне епископ увидел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов и он велел отлить их в металле. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.
Поначалу колокола делали небольшими. Но с ХV века в России появились собственные колокольные заводы, где взялись за создание колоколов гигантских размеров. С тех пор при храмах стали формироваться звонницы, «голос» которых с приобретением каждого дополнительного колокола слегка менялся. Вы можете спросить: почему? Да потому, что двух одинаковых по звучанию колоколов никогда не встречается. Характерная для православного звона нежная певучесть достигается особой пропорцией меди и олова. В эталонном сплаве – восемьдесят процентов меди и двадцать олова. Но если получится добавить на один процент олова больше, то голос бронзы обретет дивную «серебристость».
Со временем церковь и колокольный звон стали неразделимыми понятиями. С помощью звона прихожан оповещали о начале и конце службы, созывали население на вече, предупреждали о возможной опасности. Каждый вид звона отвечал за свое событие. К примеру, благовест созывал на церковную службу, набат на вече, всеполошный сообщал весть о пожарах, охранный предупреждал о нападении врага, а путевой указывал дорогу заблудшим. Как видно, колокольный звон был очень разным, что заставляет удивляться изобретательности и смекалке древних славян.
– А правда, что у каждого колокола в звоннице своя «обязанность», и какие виды колокольных произведений существуют?
– Все колокола делятся на три группы. Самые большие – благовестники, басовые колокола. Средние – подзвонные или альтовые. Маленькие – зазвонные. Большие колокола задают темп, средние выполняют гармонические функции – дают аккордовость, объем звучания. Маленькие колокола заводят основной ритм, характер звона. В основе православного звона лежит ритм. Вы не услышите мелодии в звоне, ее просто нет.
В православном колокольном звоне есть четыре канонических звона. Первый – Благовест – звон в самый большой колокол. Второй – погребальный перебор, который исполняется в окончании земного пути человека в храме отпевания усопших. Третий звон называется водосвятным. Он исполняется во время освящения воды на праздник Крещения и звучит непрерывно, как ручеек. Четвертый звон – трезвон радостный – это звон во все колокола, который символизирует нашу веру во Светлое Христово Воскресение и бессмертие души. Пасхальный трезвон, или Красные звоны – самые красивые, но при этом и самые сложные.
– А что Вы скажете про малиновый звон? Помните, как в песне: «И на заре, как сквозь сон, слышен малиновый звон…»
– Царь Петр приехал в бельгийский город Малин, где услышал колокола. Купил такие же колокола и привез в Петербург. И звон в эти колокола из Малина получил название Малиновый звон. Оттуда и пошло. Никакого отношения к русским каноническим звонам не имеет. И к малине тоже.
– Вы сказали, что колокольный звон – это голос Бога, и этот звон может исцелить человека от недугов души и тела. Как же возрождается колокольное искусство в Беларуси?
– Трудно себе представить, что еще несколько десятилетий назад колокольный звон был в немилости у советской власти. А ведь это наше культурное наследие, и оно с Божьей милостью сейчас возрождается. У людей появляется интерес и желание учиться. Школа звонарей Минского епархиального управления основана 15 лет назад – 26 января 2000 года – по благословению Митрополита Филарета при приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мы занимаемся подготовкой звонарей для приходов, храмов, монастырей Минской епархии. Однако, если посмотреть архив школы, у нас учились ребята со всей Беларуси и с ближнего зарубежья: из России, Украины, Прибалтики. Слава Богу, это востребовано и хорошо, когда в храме появляется свой голос.
– Расскажите, пожалуйста, о том, существуют ли какие-то критерии отбора в школу звонарей, и какие предметы изучают поступившие?
– В требованиях сказано: принимаются желающие по рекомендации приходов и монастырей и благословению правящего архиерея. Это самый важный критерий отбора. Если человек приходит учиться, это значит, что в храме нужен колокольный звон.
А изучают они все. В первую очередь, практику колокольного звона, его историю и теорию, основы теории музыки. Также изучают ряд теологических предметов, которые помогают разобраться в церковном богослужении: церковнославянский язык, устав богослужения, историю Русской Православной Церкви и Священную историю. Есть курс по основам теории музыки, там студенты без музыкального образования постигают азы музыкальной грамоты. К слову, около 25% обучающихся нашей школы имеют музыкальное образование. Обучение в школе длится 4 месяца. На учебные дисциплины отведено 15 часов в неделю. В остальное время ребята могут отрабатывать домашние задания на учебной звоннице. В конце обучения их ждут экзамен по практике звона и зачеты по теоретическим предметам.
– Богдан Владимирович, Вы отметили, что учащиеся занимаются на учебной звоннице. А какая она?
– Вот наша учебная звонница, (отвечая на вопрос, он показывает на небольшое деревянное сооружение, на котором висят колокола здесь же, в детской школе искусств – авт.) – Она обычно стоит в классе нашей школы – в приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Звонница эта достаточно мобильная. Можно смело сказать: такая передвижная звонница в Беларуси одна! Мы с ней объехали всю нашу страну, за границу выезжали, в Россию, Украину. Принимаем участие в различных международных фестивалях, конкурсах.
Замечу, что ни один инструмент не выразит то, что способен донести до сердца колокольный звон. При этом каждый колокол уникален, как и человек: звонарей учим всех одинаково, а звонят по-разному. И лично для меня колокольный звон – это жизнь.
Фото Александра БУДЬКО.