В Беларуси проводится единая политика в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от форм собственности организаций ЖКХ.
Результатом ее проведения является крайне низкая площадь ветхих и аварийных жилых домов (не превышает 0,1% от общей площади жилья). Ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта.
Установлены единые подходы к проведению, планированию и финансированию капитального ремонта, а также перечень видов работ, финансируемых за счет средств, направляемых на капитальный ремонт жилфонда. Необходимость проведения капитального ремонта определяется на основании обследования жилого дома и срока его службы. Списки нуждающихся в капитальном ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год, на 5 лет и размещаются в средствах массовой информации, на интернет-сайтах исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.
Отчисления на капремонт жилфонда производят все без исключения жители многоквартирных домов. Государство оказывает поддержку гражданам путем субсидирования данного вида услуг: за счет бюджетных средств предусмотрены механизмы реализации энергоэффективных мероприятий в жилищном фонде (утепление фасада жилого дома, установка счетчиков тепла, замена системы отопления) с последующим возмещением собственниками жилых помещений части стоимости мероприятий (до 50%) в течение 10 лет равными ежемесячными платежами.
Вопросы обеспечения населения качественной питьевой водой являются одной из важнейших задач. Ощутимый результат принесли принятые Главой государства решения по строительству сетей водоснабжения, водоотведения в существующей индивидуальной застройке.
Реализуется подпрограмма «Чистая вода»: обеспечение потребителей водоснабжением питьевого качества, обеспечение населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения, повышение качества очистки сточных вод и надежности систем водоснабжения и водоотведения.
Построена 871 станция обезжелезивания воды, 61 населенный пункт переподключен к существующей централизованной системе водоснабжения с водой питьевого качества. За текущую пятилетку планируется также повысить качество очистки сточных вод путем строительства и модернизации более 70 объектов очистных сооружений сточных вод; строительство около 300 водозаборных скважин; перевод г. Минска на водоснабжение из подземных источников и иные мероприятия, направленные на обеспечение потребителей водой питьевого качества.
Примечательно, что в Беларуси курс на энергосбережение осуществляется не за счет запретов и уменьшения подачи тепла (как сейчас происходит в Европе), а при помощи гораздо более разумных и эффективных мер. Частью государственной политики по укреплению энергетической безопасности стало активное использование местных видов топлива. При этом речь идет не только о дровах и торфе, но и об отходах производств – это щепа, льняная костра (древесная часть стеблей льна, образующаяся как отходы производства при механической обработке сырья) и другие возобновляемые ресурсы.
Коммунальные предприятия начали применять простые в использовании предизолированные трубы для подачи тепла.
В связи с реализацией проекта по строительству Белорусской атомной электростанции у потребителей расширился спектр использования электроэнергии.
Электроэнергия для отопления, горячего водоснабжения, приготовления пищи – выгодное решение для частного сектора.
Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами на период до 2035 года предусматривает совершенствование системы переработки и использования отходов.
К началу 2022 года уровень использования коммунальных отходов составил 31,1%, что в 3 раза больше, чем 9 лет назад. Поставлена задача достичь уровня использования коммунальных отходов к 2025 году – 64%, а к 2035 году – 90%.
Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется при соблюдении основного принципа: ежегодный платеж по типовой 2-х комнатной квартире площадью 48 кв. м с тремя проживающими при нормативном потреблении услуг не должен увеличиться более чем на 5 долл. США в эквиваленте.
С 2019 года повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения происходит в два этапа (с 1 января и с 1 июня). Несмотря на происходящий в последние годы рост стоимости услуг ЖКХ, их оплата занимает относительно невысокий удельный вес в расходах белорусских семей. Так, в 2005 году на эти цели из семейного бюджета тратилось порядка 9% от общего объема потребительских расходов семьи, в 2015 году – 6%, в 2021 году – 6,4%.
В июне 2022 г. Правительством принято решение об отмене ранее запланированного повышения (с 1 июня 2022 г. на 8,8%) тарифов на тепловую энергию и на электрическую энергию, используемую на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Избежать резкого увеличения доли жилищно-коммунальных услуг в расходах домашних хозяйств удается за счет поступательного повышения доходов населения и снижения затрат на оказание ЖКУ.
В целях обеспечения государственной поддержки малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 октября 2016 г. функционирует система безналичных жилищных субсидий. Это позволяет адресно оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате жилищно-коммунальных услуг, если их затраты на эти цели превышают 20% от совокупного дохода семьи в городе и 15% – в сельской местности, при условии, что объемы потребления этих услуг находятся в пределах установленных законодательством норм и нормативов. Предоставление субсидий осуществляется как на основе заявительного, так и выявительного принципа.
Чистая, ухоженная Беларусь – бренд, известный далеко за пределами нашей страны. Вопрос поддержания порядка на земле в нашей стране никогда не относился к числу второстепенных.
Это обусловлено как традициями и менталитетом белорусов, так и постоянным вниманием, которое уделяет этой теме руководство страны. Улучшение благоустройства населенных пунктов – это забота не только государства и соответствующих государственных служб, но и, в первую очередь, каждого из нас. Значительную роль в этом направлении играют республиканские субботники. Также в каждом регионе стали традиционными месячники по благоустройству и озеленению придомовых территорий. Глава государства А.Г. Лукашенко на республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне» в июне 2022 г. заявил: «Есть вопросы, которые люди могут и должны разделить с государством. Самое простейшее ‒ создавать уют и красоту своими руками и для себя, беречь чистоту в своих домах, дворах, на улицах в городах и поселках. И как минимум сохранить то, что создано целыми поколениями белорусов до нас».
Центром информационных технологий Мингорисполкома активно развивается государственная информационная система «Жилищно-коммунальное хозяйство» , которая объединяет в себе следующие ресурсы: автоматизированная система «Диспетчерская служба», республиканский портал «Моя Республика» 115.бел – своего рода «публичная витрина» Системы. При этом граждане могут подавать заявки как с помощью портала, так и используя мобильное приложение либо единый телефонный номер 115.
Подробную информацию о ЖКХ Беларуси (в том числе об использовании соответствующих информационных ресурсов) можно получить на Портале коммунальной грамотности gkx.by, созданном на предприятии «Жилкомиздат».
Подготовлено на основе информации Министерства ЖКХ и других ведомств.