Предпринятыми мерами по выполнению мероприятий, предусмотренных Государственной программой, ведомственными документами МВД и УВД, распоряжениями Минского облисполкома по противодействию пьянства и алкоголизма, было достигнуто снижение на 6,7 % количества преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения.
Вместе с тем, в целом мы пока не достигли того результата, которого от нас требует складывающаяся криминогенная обстановка в регионах области.
Употребление спиртных напитков, а тем более систематическое, способствует ослаблению или потере самоконтроля, проявлению жестокости, грубости, вспыльчивости и агрессивности. Опьянение резко обостряет и другие отрицательные качества характера, чувства мести, ревности.
Неслучайно подавляющее большинство преступников, нарушивших общественный порядок или совершивших преступления против личности, либо до этого постоянно употребляли спиртные напитки, либо в момент совершения деяния были в состоянии опьянения.
Так, на территории Минской области за 2017 год в состоянии алкогольного опьянения совершено 2 947 преступлений, по которым окончено предварительное расследование.
Актуальность совершенствования профилактики пьянства и алкоголизма, обусловлена тем, что преступления, совершаемые в ходе возникающих ссор и конфликтов, в пьяном угаре, нередко по жестокости и тяжести последствий во многом превосходят заранее планируемые, хорошо подготавливаемые преступные деяния.
Злоупотребление гражданами алкоголем и связанное с ним семейное неблагополучие, наносят непоправимый вред институту семьи, а также соседским отношениям, не дает возможности полноценно развиваться несовершеннолетним и, в конечном итоге, приводит к трагическим последствиям.
В 2017 году 8 семейных ссор возникших, как правило, на почве пьянства, закончились убийствами или покушениями на них.
Этому способствует и то обстоятельство, что алкоголь рассматривается определенной категорией людей как неотъемлемая часть повседневной жизни.
По итогам служебной деятельности за 2017 г. на территории области отмечен рост совершенных особо тяжких и тяжких преступлений в сфере семейно-бытовых отношений на 11,7 % (с 60 до 67), в том числе и на 41,7 % (с 36 до 51) в населенных пунктах сельской местности и вне населенного пункта.
Рост бытовых преступлений, предусмотренных вышеуказанной категорией допущен в Клецком и Копыльском (с 0 до 1), Вилейском (с 1 до 2), Крупском (с 0 до 3), Столбцовском (с 1 до 3), Солигорском и Червенском (с 2 до 3), Смолевичском (с 5 до 23) и Борисовском (с 2 до 6) ОВД.
Хотелось бы отметить, что из 67 зарегистрированных бытовых преступлений – 21 (31,3 %) относится к преступлениям, связанным с насильственными действиями сексуального характера (статьи 166, 167 и 168 УК Республики Беларусь), которые совершены на территории Слуцкого и Смолевичского районов 2 лицами.
В населенных пунктах сельской местности и вне населенного пункта рост бытовых преступлений (без учета дел превентивной направленности) зарегистрирован на территории Клецкого и Копыльского (с 0 до 1), Крупского (с 0 до 2), Молодечненского и Солигорского (с 1 до 2), Червенского (с 1 до 3), Борисовского (с 0 до 4), Минского (с 5 до 6) и Смолевичского (с 5 до 23) районов.
На 14,3 % (с 14 до 16) рост умышленных убийств допущен на территории Копыльского, Молодечненского, Слуцкого и Солигорского (с 0 до 1), Крупского и Столбцовского (с 0 до 2) и Минского (с 1 до 3) районов.
В населенных пунктах сельской местности и вне населенного пункта рост умышленных убийств допущен на территории обслуживания Копыльского, Молодечненского, Слуцкого, Солигорского, Столбцовского и Червенского (с 0 до 1), Крупского (с 0 до 2) и Минского (с 1 до 3) ОВД.
На 7,4 % (с 27 до 29) допущен рост умышленных причинений тяжких телесных повреждений на территории Клецкого, Крупского и Любанского (с 0 до 1), Вилейского и Червенского (с 1 до 2), Смолевичского (с 0 до 4 и Борисовского (с 1 до 4) районов.
В населенных пунктах сельской местности и вне населенного пункта рост таких преступлений допущен на территории Клецкого (с 0 до 1), Червенского (с 1 до 2), Борисовского (с 0 до 3) и Солигорского (с 0 до 4) районов.
Анализ личности преступников, совершивших убийства и умышленные причинения тяжких телесные повреждений на бытовой почве показал, что 13 (19,4 %) преступлений совершено ранее судимыми лицами, 30 (44,8 %) преступлений совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, 19 (28,4 %) преступлений совершено гражданами, имеющими действующие административные взыскания.
Из числа потерпевших, 6 (9 %) преступлений совершено в отношении ранее судимого лица, 13 (19,4 %) – в отношении имеющих действующие административные взыскания.
По итогам анализируемого периода на 10 % (со 219 до 241) увеличилось количество возбужденных по инициативе ОВД уголовных дел превентивной направленности в быту.
Так, на 8,1 % (с 135 до 146) увеличилось количество возбужденных уголовных дел по ст. 186 УК, на 72,7 % (с 33 до 57) – по ст. 154 УК.
Вместе с тем, на 32,7 % (с 49 до 33) отмечено снижение результативности работы ОВД по возбуждению уголовных дел, предусмотренной ст. 153 УК.
Необходимо больше внимания уделять индивидуальной работе с людьми, систематически проводить массированные отработки административных участков и максимально подключать средства массовой информации для широкомасштабного освещения проблемы пьянства и алкоголизма, научиться правильно использовать возможности системы социальной защиты.
В 2017 году ОВД области за нахождение в пьяном виде и распитие алкогольных напитков в общественном месте к административной ответственности по статье 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях привлечено 35 988 правонарушителей(Крупским РОВД - 563).
Особым звеном в борьбе с алкоголем является взаимодействие с органами здравоохранения.
За период 2017 года на учет к врачу-наркологу поставлено более 1 200 граждан. Для добровольного курса противоалкогольного лечения доставлено более 80 граждан.
На принудительное лечение от алкоголизма в ЛТП изолировано 961 лицо, из которых 162 женщины(Крупский РОВД – 22, из них 5 женщин).
Однако следует признать, что после лечения не все встают на путь исправления. При возвращении из ЛТП они вновь попадают в жизненную среду неопределенности, связанные с этим бытовые и семейные проблемы, ввиду того, что отсутствует конкретный механизм адаптации этих лиц. По различным причинам около 20% лиц повторно направляются в ЛТП либо совершают правонарушения.
К сожалению, чрезмерное употребление спиртных напитков является причиной гибели большого количества людей.
В 2017 году в ходе рейдовых мероприятий сотрудниками ОВД области выявлено 2 731 нарушение антиалкогольного законодательства, уничтожен 371 самогонный аппарат и мини-завод по производству самогона, изъято 217 620 литров спирта и фальсифицированных спиртных напитков, самогона и самогонной браги(Крупским РОВД изъято и уничтожено -1 самогонных аппарата, 52,8 л. самогона, 1019 л. браги).
Большое значение имеет совместная организация работы ОВД с исполнительно-распорядительными органами по обеспечению занятости и досуга как взрослых, так и молодежи, направленная на развитие различных форм семейного отдыха, внедрение современных обрядов и традиций, утверждающих здоровый образ жизни.
Поэтому главной задачей профилактики пьянства должна стать бескомпромиссная и принципиальная борьба по выявлению фактов нарушений правил торговли спиртными напитками подросткам и распития алкоголя, особенно пива, в общественных местах.
В обратном случае энергия несовершеннолетних направляется на «дискотечно-потребительское» времяпровождение, на собственное утверждение лишь в сфере отдыха, развлечений с бутылкой пива и сигаретой в руках, которое зачастую толкает их на путь правонарушений, а иногда приводит к самым непредсказуемым последствиям.
В 2017 году выявлено 1 629 (+7,5 в сравнении с 2016 – 1 515) несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки(Крупским РОВД по ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь привлечено 42несовершеннолетних, и в том числе по ст. 9.4 КоАП Республики Беларусь-12родителей).
Из категории привлеченных за пьянство подростков, 1 082 обследовано у врача-нарколога(Крупским РОВД -12 несовершеннолетних), 53 направлено на лечение, 927 несовершеннолетних названной категории поставлены на учет в инспекции по делам несовершеннолетних(в ИДН Крупского РОВД состоит 19 несовершеннолетних).
Во время проведения предупредительно-профилактических мероприятий выявлено 249 работников торговли, осуществивших продажу спиртных напитков несовершеннолетним.
В текущем году выявлено 1 260 фактов спаивания взрослыми лицами несовершеннолетних(Крупским РОВД- 18, и в том числе 4 факта реализации спиртных напитков несовершеннолетним).
К подросткам и родителям, злоупотребляющим спиртными напитками, применяются меры гражданско-правового характера.
Причины совершения подростками правонарушений кроются прежде всего в бесконтрольности, безответственности родителей по воспитанию детей и сохранению семьи.
В 2017 году в суды области направлено 8 материалов об ограничении дееспособности родителей и столько же в отношении подростков.
Основным мотивом распада семьи, как правило, является пьянство родителей, что впоследствии сказывается на развитии психики ребенка и приводит к тяжелым нарушениям умственного и духовного формирования личности.
В отношении 249 законных представителей материалы направлены в органы опеки и попечительства для решения вопроса о лишении их родительских прав(Крупским РОВД -3\3).
Прямые материальные убытки терпят наши предприятия от потребления спиртных напитков на рабочем месте.
Органами внутренних дел Минской области за двенадцать месяцев 2017 года за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения выявлено 2 114 фактов.
В этом плане особую роль призваны сыграть трудовые коллективы и общественные организации при тесном взаимодействии с сотрудниками ОВД. В каждом коллективе необходимо создать обстановку всеобщего осуждения пьяниц. Между тем огромная сила общественного мнения и осуждения еще не везде полностью нами используется.
Таким образом, нам еще предстоит очень много сделать при тесном взаимодействии с заинтересованными и общественностью, чтобы добиться позитивного изменения ситуации связанной с пьянством и алкоголизмом в регионах области и решения поставленных задач государством и руководством нашего ведомства.
Крупский РОВД.