Оптимизирована организационная структура Вооруженных Сил республики. Продолжается последовательное выполнение мероприятий военного строительства. Развитие белорусской армии осуществляется в соответствии с требованиями передовой военной науки.
Проводя политику добрососедства со всеми странами, Беларусь является надежным звеном современной архитектуры европейской безопасности, равноправным участником процесса поддержания мира и стабильности в регионе.
Основные тенденции развития международной обстановки вокруг Республики Беларусь в контексте ее влияния на состояние национальной безопасности в военной сфере
Созданный в XX веке мировой порядок, система противовесов и сдерживаний в международных отношениях, в настоящее время переживает серьезные перемены. Если в конце прошлого века мы могли с уверенностью заявить, что мир и, соответственно, безопасность нашей страны обеспечены на ближайшие десятилетия, то сейчас никто не может поручиться за сохранение мира даже в ближайшие несколько лет, причем как в глобальном, так и в региональном варианте развития событий. Наглядный пример тому – Украина.
Все это требует не только изучения, но и практического реагирования, прежде всего, в вопросах национальной безопасности страны. Не случайно, на совещании о дальнейших направлениях строительства и развития Вооруженных Сил Беларуси, Президент страны поставил задачу готовить Вооруженные Силы к новым реалиям в защите суверенитета, независимости и территориальной целостности страны таким образом, чтобы никто не помышлял разговаривать с Беларусью с позиции военной силы.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 400 очагов нестабильности, из них около полусотни являются локальными вооруженными конфликтами, десять из которых можно охарактеризовать как гражданские войны, в основе еще двух десятков лежат требования о самоопределении государственных образований.
Новым «очагом нестабильности» на территории соседнего с Республикой Беларусь и Российской Федерацией государства стала Украина. Попытки в кратчайшие сроки «переориентировать» официальный Киев на Запад спровоцировали раскол в украинском обществе.
Соответственно это требует от нас принятия адекватных мер по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь и Союзного государства. Основными из них являются:
– поддержание в постоянной боевой готовности к выполнению задач по предназначению сил немедленного реагирования;
– адаптация форм и способов боевой подготовки соединений и воинских частей с учетом опыта последних вооруженных конфликтов;
– совершенствование способности войск (сил) к ведению совместных боевых действий с соединениями и воинскими частями из состава российской части региональной группировки войск (сил), а также специальных действий во взаимодействии с силами и средствами других войск и воинских формирований Республики Беларусь;
– выработка эффективных механизмов реагирования на возможное нарастание угроз Республике Беларусь с южного направления, связанных как с деятельностью неконтролируемых властями Украины вооруженных формирований, так и со стремительным сближением официального Киева с НАТО.
Военная безопасность государства в контексте обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
Военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз. Важнейшей задачей, решаемой государством в интересах обеспечения военной безопасности, является подготовка страны к обороне.
16 декабря 2014 г. состоялось заседание Совета Безопасности Республики Беларусь. Президентом – Главнокомандующим Вооруженными Силами Александром Григорьевичем Лукашенко утвержден план обороны государства, подписаны решение и Директива на оборону страны. «Все должны понимать, что никому не будет позволено разговаривать с нашей страной с позиции силы. Мы не гигантское государство, не обладаем мощью ядерного оружия, но наша армия достаточно боеспособна, чтобы ответить на любую угрозу. И не только армия. Весь народ», – сказал Глава государства.
Военная безопасность Республики Беларусь обеспечена на достаточном уровне с опорой, прежде всего, на политико-дипломатические, информационные и другие невоенные методы. Вооруженные Силы остаются гарантом независимости, территориальной целостности, суверенитета государства.
Строительство Вооруженных Сил Республики Беларусь началось одновременно с приобретением Белоруссией статуса независимого государства в 1991 году. В результате тщательной, кропотливой и продолжительной работы в Республике Беларусь была создана компактная мобильная армия, имеющая все системы, необходимые для ее устойчивого функционирования как в мирное, так и в военное время. Республика Беларусь обеспечивает свою военную безопасность исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам.
Прежде всего, за прошедшие более чем 20 лет радикально усовершенствовано военное законодательство, оптимизирована организационная структура Вооруженных Сил Республики Беларусь. Оперативно-стратегическими расчетами была обоснована штатная численность личного состава белорусской армии мирного времени. Она составляет 65 тысяч человек (из них – 50 тысяч составляют военнослужащие). Такая численность в полном объеме обеспечивает выполнение стоящих перед Вооруженными Силами задач и соответствует социальным и финансово-экономическим возможностям нашего государства. Создана система управления, которая обеспечивает эффективное руководство войсками как в мирное, так и в военное время.
Одним из важнейших мероприятий стала проверка боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил. Она проводилась в период с января по апрель 2014 года по поручению Главы государства.
В ходе проверки оценивалась готовность и способность воинских частей и подразделений Сухопутных войск, ВВС и войск ПВО, сил специальных операций, системы территориальной обороны к выполнению задач по предназначению.
Следует отметить, что в достаточно сложных условиях проверки личный состав Вооруженных Сил проявил высокий моральный дух и готовность к выполнению задач по предназначению.
Важным мероприятием подготовки Вооруженных Сил в 2015 году станет совместное оперативное учение вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации «Щит Союза – 2015», которое состоится в сентябре на территории Российской Федерации. В рамках подготовки к нему спланировано проведение ряда учений и тренировок. Всего же в учебном году спланировано проведение более 300 мероприятий оперативной и боевой подготовки (учений, тренировок, полевых выходов).
Для практической отработки задач подразделениями соединений и воинских частей Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны будут использоваться полигоны Российской Федерации (Ашулук и Телемба), где пройдут учения с боевой стрельбой расчетов зенитных ракетных систем, в том числе тактические учения с боевой стрельбой Объединенной системы ПВО стран СНГ «Боевое содружество – 2015».
В настоящее время реализуется утвержденная Указом Главы государства Концепция строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2020 года. В ближайшем пятилетнем периоде продолжится поступательное развитие ВВС и войск ПВО, Сухопутных войск, сил специальных операций и их систем управления, обеспечивающих и вспомогательных систем, а также совершенствование системы территориальной обороны государства.
Как сказал в своем интервью Министр обороны Республики Беларусь генерал-майор Андрей Равков: «Ни у кого не должно быть сомнений в том, что мы сохраним стабильность и безопасность в нашей стране. Мирный труд граждан Беларуси будет надежно защищен».