Несколько поколений белорусов, к счастью, живут в мире. Но все мы на уровне генетической памяти и сейчас слышим скорбные колокола Хатыни, склоняем головы перед памятью жертв. И звон этих колоколов не должен утихнуть никогда. Эта мысль стала главной во время уроков памяти. Вместе с ребятами рассуждали, почему это важно и нужно.
Во время Великой Отечественной войны оккупанты и их пособники сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. На территории Крупского района более 70 населенных пунктов, в которых установлен факт истребления мирных жителей, сожженных, полностью или частично разрушенных деревень.
В те годы фашисты со всей своей звериной рьяностью воплощали на практике идеи расового и любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Опасно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. И, чтобы не допустить этого, мы должны иметь свою четкую позицию, защищать свою историческую память, ведь именно она и есть наш нравственный стержень.
Сотрудники прокуратуры рассказали школьникам о своей работе в рамках расследования уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. Более тысячи листов копий документов передано в Крупский районный историко-краеведческий музей, где обновлена экспозиция, посвященная геноциду на территории Крупского района. Уже сейчас можно посетить музей и подробно узнать о злодеяниях гитлеровцев на нашей земле.
Выступающие отметили, что в ряду принимаемых государством мер по сохранению исторической памяти особое место занимает Закон «О геноциде белорусского народа», инициированный Генеральной прокуратурой и принятый в январе 2022 года. Он направлен на дальнейшее законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, недопущение реабилитации нацизма, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, противодействие неонацистским проявлениям в современном белорусском обществе.
Во время уроков памяти ребятам не только рассказывали, но и показывали видеоматериалы. Все проходило очень эмоционально, а по-другому и быть не может. Равнодушных глаз и сердец не было. А это и есть самое главное.