– Павел Викторович, в общей структуре преступности преобладают кражи. Причины, способствующие таким злодеяниям, различны, способы их совершения – также разнообразны. Насколько в районе актуальна эта проблема и что воруют?
– Воруют все, что плохо лежит, и в большинстве случаев своей беспечностью способствуют таким преступлениям сами домовладельцы, работники организаций, индивидуальные предприниматели. Буквально на днях мы задержали серийного вора, который на протяжении двух месяцев проникал в пустующие дома, дачи, сараи и присваивал себе чужое имущество. Злоумышленник оказался заезжим гастролером. Освободившись из мест лишения свободы, он, скажем так, облюбовал наш район. Оперативники охотились за ним с конца лета, но поймать его было не просто, так как он постоянно менял места своего пребывания. То в дачном домике заночует, то на чердаке, даже в землянках. А поживиться ему было чем. Ведь, например, дачники непредусмотрительно оставляют в домах дорогостоящие инструменты, оборудование, одежду, продукты питания, а посмотришь на запоры на дверях – простенький китайский замочек. Не говоря уже об отсутствии охранных устройств. А ведь сегодня Крупский отдел охраны предоставляет широкий спектр услуг за сравнительно небольшую абонентскую плату.
Продолжая тему беспечности людей, скажу, что те же велосипеды, мобильники, которых лишались их владельцы, «уходили» по их же вине. Бросил двухколесник без присмотра на улице, в подъезде (кстати, кроме того, что оставленный здесь велосипед легко можно украсть, его владелец может быть и оштрафован за загромождение лестничных площадок), в компании похвастался дорогим телефоном… Вот вам и причины и условия, способствующие совершению преступления. Всего в районе из 165 преступлений по линии уголовного розыска 112 составляют кражи всех форм собственности (70%). Воровство – это не тот поступок, который можно понять и простить. Если это не пресечь, случаи будут повторяться. К слову, за хищение чужого имущества можно получить от 3 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества, в зависимости от тяжести преступного деяния.
– Отдельная тема – сохранность госимущества…
– Здесь также не все гладко. Вот у меня перед глазами свежая сводка происшествий по Минской области. Читаем: из магазина в Слуцком районе похищены товарно-материальные ценности, на неохраняемой стоянке в Борисове из служебного автомобиля слили топливо, в Молодечненском районе украдена мини-электростанция. Да зачем далеко ходить. В нашем районе в ГП «Ухвала» зарегистрированы два факта кражи скота. Неделю назад с территории МТФ «Ротань» пропала корова. Причина та же – халатность как со стороны руководства, так и ответственных лиц. Ведь, например, в той же Ротани преступление совершил не какой-то матерый преступник, который долго готовился к этому, выслеживал сторожа, выбирал момент. Человек просто привязал корову к своему велосипеду и спокойно ретировался. А где в это время был сторож?
Похожая ситуация и с кражами из магазинов и других объектов. Я остановлюсь только на самых свежих примерах. В поселке Крупском жертвами злоумышленников стали две частные торговые точки – сигнализации нет, сохранность имущества не обеспечена, камеры видеонаблюдения не установлены… Кража из магазина в агрогородке Нача. Здесь преступникам не составило особого труда пробраться в здание. Складское помещение магазина не оборудовано сигнализацией, даже не было решеток на входных дверях в склад. Дальше – больше. Ключи от склада находились в торговом зале, а в кассе была оставлена вся денежная выручка.
Говоря о торговых точках, отмечу, что злоумышленники, специализирующиеся на магазинных кражах, как правило, активизируются перед праздниками. И это касается не только «ночных визитеров», но и людей, которые крадут прямо с прилавков. Хотя у нас в районе нет людей, которые называют себя по-модному шоплифтерами, а проще говоря, это профессиональные магазинные воришки, но два случая выноса товаров из-под носа продавцов было зарегистрировано. Поэтому должностным лицам, владельцам, персоналу объектов торговли нужно уделить достаточно внимания обеспечению безопасности имущества.
Еще хотелось бы заострить внимание руководителей всех организаций района на своевременности реагирования на предписания РОВД. Рейдовые мероприятия мы проводим с завидной регулярностью. Особо нужно отметить поддержку и понимание важности проведения таких мероприятий со стороны председателя рай-исполкома Игоря Чеснока. Часто находятся нарушения и, согласно закона о профилактике, выдаются предписания на их устранения. Не всегда эта норма выполняется, а отписки мы не принимаем. Только в этом году к административной ответственности за непринятие мер по вынесенным предписаниям уже привлечено 38 руководителей и должностных лиц. Хотелось бы, чтобы руководители на местах ответственно подходили к вопросам дисциплины и порядка на вверенных им объектах.
– Павел Викторович, давайте коснемся темы угонов автомобилей. В частности, больше интересует вопрос сохранности служебных транспортных средств.
– Преступления случаются по большей части тогда, когда транспорт оставляется возле дома водителя или руководителя предприятия. Давайте еще раз заглянем в сводку происшествий. В Червенском районе злоумышленники похитили прицеп от «МАЗа», оставленный на неохраняемой территории. В Солигорске водитель поставил авто, принадлежащее одному из открытых акционерных обществ, на ночь возле своего дома. В итоге из автомашины украли машинное масло и вещи, находившиеся в салоне. Я считаю, что служебная техника в нерабочее время должна находиться на территории предприятия, естественно, под бдительным наблюдением сторожевой охраны. Безусловно, бывают моменты, когда существует необходимость для того, чтобы машина всегда, как говорится, была под рукой. Но и в этом случае выход можно найти. В Крупках, например, есть РОЧС, ЖКХ, платная стоянка. Пожалуйста, заключайте договоры с этими организациями и оставляйте транспорт на их территории. И, конечно, автомобиль должен быть застрахован. К слову, недавно у нас в городе со двора многоэтажки автовор из Толочина совершил кражу легкового автомобиля, а потом продал его на запчасти.
– Сейчас актуальна такая сезонная тема, как пешеходная безопасность. День становится короче, погодные условия не всегда благоприятствуют и водителям, и пешим участникам дорожного движения. Какие меры предпринимает ГАИ, чтобы контролировать дорожную ситуацию?
– Действительно, в осенне-зимний период увеличивается число ДТП с участием пешеходов. Только за последние несколько дней у нас два погибших пешехода. Все несчастные случаи произошли на автомагистрали М-1. В одном случае фура сбила девушку, которая в темное время суток шла по обочине трассы. Сейчас следствие выясняет, как эта трагедия могла произойти. То ли девушка не слышала приближения большегрузной автомашины, так как шла в наушниках, то ли виноват водитель. В другом ДТП человек перебегал дорогу и попал под колеса сразу трех автомобилей. Погибший не был обозначен светоотражающими элементами. Вообще на трассе Брест-Минск-граница РФ запрещено движение пешеходов, но, как видите, люди все равно нарушают. Поэтому для безопасности всех участников дорожного движения на наиболее аварийных участках нужно применять инженерные решения: устанавливать барьеры, ограждения и т.д. В данный момент на М-1, где отмечается выход диких животных, ведем разговор с заинтересованными организациями об оборудовании на проезжей части специальных сеток. Отмечу, что мы постоянно проводим мониторинги автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, прислушиваемся к мнению граждан, чтобы минимизировать неприятные ситуации. Думаю, многие заметили новый пешеходный переход на перекрестке улицы Кирова с трассой Р-19 Крупки-Толочин. В его оборудовании появилась острая необходимость. Я сам неоднократно замечал, какой поток транспорта в утренние часы здесь концентрируется, и среди него лавируют пешеходы, чтобы перейти дорогу. Сейчас там установлены соответствующие знаки, а когда наладится погода, то будет нанесена и дорожная разметка.
– Много раз приходилось слышать недовольство и водителей, и пешеходов о том, что переход на пересечении улиц Кирова и Ленина в Крупках оборудован в неудобном месте. Порой даже бывает боязно здесь переходить…
– Эту проблему мы знаем. Очень часто водители тут не могут повернуть, так как по «зебре» идут пешеходы, а в это время их автомобили создают препятствие другим машинам. Сейчас мы прорабатываем вопрос о переносе этого перехода, чтобы было удобно всем. Еще мы вышли с предложением и об ограничении движения большегрузного транспорта в дневное время по улице Московской (трасса Р-19). Также планируем сделать одностороннее движение по улице Чапаева, возле районной гимназии, потому что в часы пик, когда родители привозят или забирают детей из учебного заведения, здесь яблоку негде упасть.
– Павел Викторович, уже на протяжении последних нескольких лет инспекторы штрафуют пешеходов за нахождение на дороге в ночное время без фликера. Насколько эта мера дисциплинировала людей?
– Штраф за такое нарушение ПДД – от одной до трех базовых величин. Если пешеход находится в нетрезвом виде, то придется раскошелиться до пяти базовых. Конечно, эта мера несколько повлияла на сознание наших граждан, но я считаю, что человек должен бояться не наказания, а сам беспокоиться о своей безопасности. И все же еще далеко не все это делают. Примеры сплошь и рядом. Каждое утро мимо РОВД по дороге люди идут на работу, ведут детей в детский сад и не все имеют фликеры. Хотя рядом есть пешеходная дорожка. Ежедневно сотрудники ГАИ за невыполнение этого пункта Правил в среднем привлекают к административной ответственности 10-12 нарушителей.