Одно дело, когда просто вылетело из головы, что на тумбочке лежит квитанция о штрафе, например, за превышение скорости, совсем другое, когда штраф сознательно игнорируется. Разные должники, разные жизненные ситуации. Но в обоих случаях напомнят об этом судебные исполнители.
В отдельную структуру служба судебных исполнителей была выведена указом Президента страны с 1 января 2014 года. До этого она находилась под юрисдикцией общих и хозяйственных судов. Теперь ее курирует Министерство юстиции, при котором создано Главное управление принудительного исполнения.
– Менялось название профессии, корректировались функции, но неизменным оставалась сущность, – рассказывает начальник отдела принудительного исполнения Крупского района Ольга Маслова. – Работа судебных исполнителей – важный государственнный инструмент по исполнению судебных решений. Однако, до создания отдельного ведомства только суд мог, например, объявлять должника в розыск, наложить арест на имущество, денежный счет должника. И на все это требовалось время. Сегодня же судебный исполнитель принимает подобные решения самостоятельно. Таким образом, многие вопросы стали решаться быстрее.
За 11 месяцев текущего года у крупских судебных исполнителей находилось семь с половиной тысяч производств. Цифра внушительная и такой объем, учитывая то, работают здесь всего семь специалистов, чисто физически обработать мгновенно невозможно. Поэтому бывают моменты, когда не все производства завершаются так быстро, как хотелось бы. Но как только документы поступают в отдел, тут же начинаются проверки. Благо, у системы принудительного исполнения сегодня имеется доступ ко всем базам данных (включая ГАИ, паспортную систему, земельный кадастр). Это позволяет узнать, какое имущество официально числится за должником, водит ли он автомобиль, где зарегистрирован, что покупал в кредит и так далее. На данный момент пять с половиной тысяч производств уже исполнены.
В отдел принудительного исполнения приходят документы по вопросам взыскания алиментов, средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, о взыскании штрафов, задолженностей по кредитным договорам, коммунальным услугам… Пожалуй, самая действенная мера в отношении должников – ограничение в праве управления транспортным средством и наложение запрета выезда за границу.
Чтобы трудиться на ниве исполнения судебных решений, нужно быть непредвзятым и обладать стальными нервами. Ведь нередки случаи, когда приходится забирать из семьи должника, где растут маленькие дети, практически последнее. Поэтому, считает Ольга Маслова, принципиальность в работе – прежде всего. «С одной стороны мы наказываем человека, – говорит она, – но с другой – описали имущество злостного алиментщика, реализовали его, а деньги отдали ребенку». У исполнителей развивается еще и так называемое чувство ликвидности. Находясь в доме неплательщика, они в мгновение ока определяют, что здесь можно продать, а что никому и даром не нужно.
Судебные исполнители должны очень хорошо разбираться в законодательстве, поэтому при приеме на работу установлен определенный ценз. Обязательное условие – наличие высшего юридического образования. И в этом плане в отделе принудительного исполнения Крупского района все в порядке. Руководит им Ольга Маслова, здесь трудятся Анастасия Синяк, Анастасия Головач, Наталья Воронович, Светлана Рябова, Аксана Хадорик и Сергей Могиленко.
– Наш коллектив небольшой, но слаженный, где в порядке вещей взаимопомощь, ответственность и профессионализм, – подчеркивает начальник. – В преддверии Дня юриста хотелось бы поблагодарить своих коллег за добросовестный труд. Пожелать всем крепкого здоровья, удачи, карьерного роста, не сложных производств и порядочных должников.