– Самая главная опасность этого асоциального явления в том, что, как правило, оно носит скрытый характер, – подчеркивает прокурор Крупского района Дмитрий Макаревич. – Люди, которые стали жертвой семейного насилия, не всегда знают, как действовать в сложившейся ситуации, какие меры необходимо предпринять. А многие попросту не хотят выносить сор из избы.
Сейчас главное добиться не просто общественного неприятия, а самого активного участия общества в борьбе с домашними агрессорами. Кстати, участники международного общественного движения избрали для себя следующую клятву: «Я обещаю никогда не совершать, не одобрять или не молчать о насилии против женщин». Думаю, что и нам можно смело позаимствовать этот лаконичный и очень верный план действий к насилию как к таковому, в отношении кого бы оно ни совершалось.
– Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» определяет насилие в семье как умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические или психические страдания, – конкретизирует Дмитрий Макаревич. – При этом граждане, пострадавшие от насилия в семье, имеют право обратиться в компетентные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела либо с заявлением об административном правонарушении.
Тема семейно-бытового насилия актуальна и для Крупского района. По данным прокуратуры, за истекший период 2017 года зарегистрировано 2 преступления в сфере семейно-бытовых отношений, в прошлом году не было зарегистрировано ни одного. Также в Крупский РОВД поступило 85 заявлений и сообщений о проблемах в семье и быту.
В нашем районе создана и работает система профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, в которую включены все субъекты профилактической деятельности. Неоднократно на страницах районной газеты мы писали о мерах, которые могут быть применены к домашним агрессорам. Но, как показывает практика, обновлять и освежать эту информацию полезно всегда.
– Статья 31 закона, о котором я уже говорил, предусматривает такую меру индивидуальной профилактики правонарушений, как защитное предписание, – акцентирует Дмитрий Макаревич. – Оно представляет собой установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничение на совершение определенных действий. Это посещение места нахождения и общение с гражданином, пострадавшим от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет. Защитное предписание обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином, пострадавшим от насилия, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью. Если лицо нарушит ограничения защитного предписания, то наступает административная ответственность.
Еще раз напомним, что пострадавшие от насилия в семье имеют право обратиться за психологической помощью в Крупский территориальный центр социального обслуживания населения и воспользоваться услугами «кризисной комнаты», где есть возможность временно проживать отдельно от семейного агрессора.
– Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за совершение насилия, в том числе по отношению к членам семьи, – продолжает прокурор района. – При этом в случае, если человек находится в зависимости и боится привлекать своего обидчика к какой-либо ответственности за содеянное, законодательство наделяет прокурора полномочиями в целях защиты прав и законных интересов пострадавших лиц возбудить уголовное дело или административное производство. Подобная практика успешно реализуется на территории района. Так, в истекшем периоде 2017 года возбуждено 1 уголовное дело по ст. 153 УК, начат административный процесс в отношении трех лиц.
Насилие в семье, как правило, носит системный характер и требует проведения согласованных мер индивидуальной и общей профилактики. В прокуратуре подчеркивают, что в связи с этим единственным способом предотвратить насилие в дальнейшем является пресечение насильственных действий в настоящем.