krupki.by

ru RU be BE en EN


Профессия механизатора остается одной из самых востребованных на рынке труда Крупского района

Автор / Профориентир / Среда, 01 июля 2015 16:17 / Просмотров: 6494

Механизатор Игорь ДЕДОВИЧОпытный механизатор круглый год «у руля»: пашет, сеет, удобряет, убирает урожай… И один человек в поле воин…

Если это поле сельскохозяйственное, а он сам на коне железном, имя которому трактор. Но даже несмотря на то, что современная энергонасыщенная техника сегодня способна заменить минимум пять «своих коллег» классом пониже, профессия механизатора была и остается одной из самых востребованных на рынке труда. И Крупский район не является исключением. Желающим устроится на работу механизатором практически в каждом хозяйстве скажут: «Добро пожаловать!»

Наш сегодняшний выпуск о том, как получить эту профессию и, что немаловажно, как достичь в ней признания. За поиском ответов мы направимся в районную инспекцию Гостехнадзора и в ОАО «Крупский райагросервис».

От «А» до «F»

Для управления трактором необходимо иметь специальный документ. Речь идет об удостоверении. Только при его наличии можно устроиться на работу механизатором и выполнять все необходимые задания. К тому же категории удостоверения тракториста-машиниста имеют свою градацию. Разобраться в этом вопросе нам помог начальник районной инспекции Гостехнадзора Александр РЫБАКОВ.

– Сравнительно недавно права тракториста-машиниста можно было получить еще во время обучения в школе, посещая курсы при учебно-производственном комбинате, – говорит Александр Юрьевич.– Сейчас сделать это несколько сложнее. Получить профессию «с нуля» можно, подав документы на поступление в Кохановский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства (поселок Коханово, ул. Оршанская, 94, Толочинский район) или Борисовский агротехнический колледж (г. Борисов, ул. Гагарина, 91). 

Наш собеседник рассказал, что в Кохановском лицее после 9 классов срок обучения 3 года, после чего вы получаете специальность тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства категорий «А», «В», и «D». После 11 классов – учиться придется 1 год, и права тракториста вы получите только категории «А». Дополучить еще две категории («В» и «D») можно будет через год практики (работы на тракторе) в рамках краткосрочной профессиональной подготовки для взрослого населения.

В Борисовском колледже после 9 классов на тракториста-машиниста учатся 2 года и 10 месяцев. Выпускники получают права с категориями «А», «В», «С» и «F».

А что же стоит за этими загадочными (для непосвященных в профессию) буквенными обозначениями категорий? Александр Рыбаков разъяснил нам коротко и доступно: категории прав напрямую зависят от типа трактора и мощности его двигателя.

 – Так, права категории «А» дают вам возможность управления трактором мощностью до 80 килоньютонов, – говорит он. – Это, к примеру, тракторы «МТЗ-80» и «МТЗ-82». Права категории «В» обеспечивают допуск к более мощной – энергонасыщенной технике (от «МТЗ-1221», «К-700» до «Беларус-3522», а также «иностранцев» «Джондир», «Фендт», «Ньюхоланд» и т.д.). Категория «С» – гусеничные трактора и бульдозеры на базе гусеничного хода. Категория «D» включает самоходные машины на гидростатическом ходу (зерноуборочные и кормозаготовительные комбайны). К категории «Е» относят право на управление дорожно-строительной эксплуатационной техникой (асфальтоукладчики, грейдеры, укатчики, спецбульдозеры, карьерные машины). Категория «F» – работа на фронтальных погрузчиках, экскаваторах с объемом ковша до одного метра кубического. С одной стороны «F», вроде бы более универсальная, чем «Е»-категория, так как пригодна для работы и в сельском хозяйстве, и в строительной сфере, и в мелиорации. Но тут есть одно ограничение: вы работаете либо на фронтальном погрузчике, либо на экскаваторе (в зависимости от того, на какой технике учились).

И что существенно важно: чем больше у механизатора открыто категорий, тем более универсальным специалистом он является. А это в сельхозотрасли особенно ценно. Ведь такой работник может трудиться на полях круглогодично. Идет весенняя посевная компания – он выезжает в поле на тракторе с плугом, культиватором, сеялкой… Пришла пора кормозаготовки и уборочная – пересаживается на комбайны. Идет осенняя посевная страда – снова на тракторе. Зима – можно пересесть на погрузчик и т.д.

Трудолюбие плюс характер

– Действительно, в профессии механизатора приветствуется универсальность, – говорит директор ОАО «Крупский райагросервис» Сергей КОРНЕЕВ. – И у нас в хозяйстве такие специалисты всегда востребованы. Но самым большим плюсом в работнике сельхозотрасли я все-таки считаю трудолюбие. Есть люди, которые готовы работать с раннего утра и до позднего вечера, выполняя и перевыполняя планы. И это их качество самым положительным образом отражается на заработной плате. Тот, кто утверждает, что в сельском хозяйстве мало зарабатывают денег, просто-напросто не умеет или не любит работать.

По словам Сергея Александровича, механизаторы сегодня нужны. И особенно нужны в этой работе люди с твердым характером, целеустремленные, которые приходят в сельхозотрасль не получать заработную плату, а зарабатывать ее. 

У молодого руководителя мы также поинтересовались: «Возможно ли выпускнику школы – будущему механизатору – заключить договор с хозяйством на обучение по специальности?» Ответ получили следующий:

– Да, это возможно. В отрасли сельского хозяйства сегодня нужны и специалисты, и рабочие. Если вы окончили 11 классов, то у вас два варианта. Первый: можно получить профессию механизатора в Кохановском лицее сельхозпроизводства, отучившись один год. И второй: вы обращаетесь в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома, заключаете договор с хозяйством и вас направляют на четырехмесячные курсы в Сенницу. Но, самое важное, будущий работник должен быть готов трудиться с раннего утра и до позднего вечера. Такова специфика работы в отрасли. За молодежью в последующем, как правило, закрепляют наставников из числа наиболее уважаемых и опытных работников. И я хочу особенно подчеркнуть, что, перенимая их практические навыки, молодые люди особое внимание должны обратить на закаленный характер этих людей, ответственный подход к работе. Будете стремиться в этом отношении стать на них похожими – заслужите почет и уважение, почувствуете не только моральное, но и материальное удовлетворение от труда.

Сроднился с профессией

Заслуженным уважением среди коллег не только в родном ОАО «Крупский райагросервис», но и в районе пользуется механизатор Игорь ДЕДОВИЧ. 

Во-первых, он как раз из тех работников, которых именуют универсалами. В настоящее время в его подчинении кормозаготовительный комбайн «Палессе» КВК-800, затем – пересаживается на погрузчик «Амкодор». Во-вторых, Игорь Евгеньевич из числа людей, которые не умеют работать в полсилы. В горячую страду его трактор гудит в поле уже с самого раннего утра и нередко до девяти вечера. И от такой нагрузки он получает удовольствие.

– Люблю работать, – говорит он. – Тем более, знаю, в нашем деле больше работаешь – больше заработаешь. А ведь это и стало шестнадцать лет назад одной из причин, почему я пришел в эту профессию. Права тракториста получил еще в годы учебы в Игрушковской школе, но затем меня привлекла профессия электрогазосварщика. Отучился на нее и работал, пока не женился и не пошли детки. Тогда и стал искать ту работу, где достаток зависит от моего трудового вклада. И, знаете, нашел и доволен по сегодняшний день. С профессией механизатора я поистине сроднился. Работа, конечно, нелегкая, нужно уметь рано вставать и поздно ложиться. Но если получаешь удовольствие от того, что делаешь, если тебе нравится гул трактора, запах свежей земли, влекут полей просторы – можно работать хоть круглосуточно. Иногда даже жаль, что организму человека сон необходим.

Главный инженер ОАО «Крупский райагросервис» Андрей КОМАНЯКТехника – это святое

– А я хочу добавить следующее, – говорит главный инженер предприятия Андрей КОМАНЯК, – чтобы стать хорошим механизатором, нужно любить технику. Ведь это только на первый взгляд кажется, что в железе нет души. На самом деле техника чувствует отношение к себе. Тот тракторист действительно хорош, у которого трактор реже стоит в ремонте. Впрочем, мистики в этом нет. Настоящий механизатор просто-напросто всегда вовремя пересмотрит узлы, подольет масла, не будет рвать трактору «жилы» там, где этого можно избежать… Он бережет своего «доброго друга», и тот ему исправно служит верой и правдой.

Всего в ОАО «Крупский райагросервис» сегодня работают 34 механизатора. По отзывам руководства и главных специалистов, минимум треть из них – истинные мастера. Чем выше класс профессиональных качеств работников, тем ценнее и сложнее технику им доверяют. 

– Помню, как я сам после школы устроился на работу механизатором на торфобрикетный завод «Туршовка», – говорит Андрей Игоревич. – Права на вождение трактора мы тогда получали после обучения в старших классах в УПК. Так вот, вначале мне поручили отремонтировать один из стареньких тракторов и поработать на нем. У меня тогда это получилось. Благо, любил возиться с железом. А потом, правда, меня забрали в армию. Отслужил, вернулся, и появилось желание продолжить обучение. Поступил в Горецкую сельскохозяйственную академию. Но, как видите, технике не изменил. Начинал работать механизатором, а стал инженером. Сейчас для себя часто отмечаю, насколько широко шагнул прогресс в сфере механизации сельского хозяйства. К примеру, только у нас в хозяйстве 13 единиц современных энергонасыщенных тракторов. И работать на такой технике одно удовольствие. Тут вам и кондиционер, и компьютерное управление, и «умные» агрегаты… Возможно, увидел бы такой трактор в юности, так и по сей день с ним бы не расстался.

Фото Александра БУДЬКО.

 

Автор

Ольга Баравуля

Ольга Баравуля

Актуально

В Крупской ЦРБ можно вакцинироваться от коронавируса

С начала вакцинации в Крупской ЦРБ работает кабинет иммунопрофилактики № 420 с 8.00 до 20.00, в субботу – с 8.00 до 14.00 Предварительная запись по телефонам: 5-52-72, 5-44-68.

Please publish modules in offcanvas position.