– Сейчас страна активно обсуждает проект изменений в Основной Закон. Развитие политической системы, ВНС, перераспределение полномочий между ветвями власти, повышение статуса Конституционного суда, исключение военной агрессии с территории Беларуси, мирный атом, содействие внедрению инновации, защита персональных данных, сохранение исторической памяти, христианские ценности, социальные гарантии. Это только часть важных новаций. Общение с людьми, анализ обращений, поступающих в общественную приемную, свидетельствуют о том, что общество неравнодушно к тому, что происходит. Хочу отметить, что наибольший интерес и отклик вызывает социальный блок. Это и понятно, потому что касается каждого конкретного человека, наших прав, гарантий и обязанностей. Это то, с чем сталкиваемся мы в повседневной жизни.
Давайте более подробно углубимся в это направление и разберемся, что конкретно предлагает проект изменений в Конституцию. Самое главное – Беларусь остается социально ориентированным государством, где во главе угла был и есть человек.
Хочу начать со статьи 21. Напомню, в ней говорится о том, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. В этой статье предлагается новый абзац, в котором сказано: «Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства». Полностью с этим согласен, ведь тот, кому гарантированы права, должен иметь и обязанности. Это первый шаг к модели взаимодействия государства и гражданина по принципу «государство-партнер», укреплению диалога и взаимного доверия.
Статья 32 в действующей редакции начинается так: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». Предлагается же следующая формулировка: «Брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». Подчеркивается, что брак – союз мужчины и женщины. Почему возникла необходимость прописать это на конституционном уровне? Мы видим, как в современном мире трансформируется понятие брака, а закрепление такой формулировки защитит наши традиционные моральные и этические принципы. В этой же статье записано: «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении». Этот абзац предлагается дополнить: «…, готовить к общественно-полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси». Полагаю это дополнение очень нужным. Ведь, действительно, все идет из семьи, и если там детям объясняют, что поучаствовать в субботнике, наведении порядка, озеленении, уходе за памятником, помочь пожилому человеку и инвалиду – это хорошо, то они усвоят и сделают нормой своей дальнейшей жизни. Почему это важно? Чем меньше эгоизма и индивидуализма в людях, тем они ближе друг к другу, тем здоровее общество и крепче государство. Не правда ли? Статья дополнена положением о том, что государство оказывает поддержку семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Конечно, это происходит и сейчас, но закрепление нормы на конституционном уровне будет способствовать еще большему вниманию и участию государства в жизни этих категорий граждан.
Появилась новая статья 321, которая гласит о том, что государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества. И здесь можно и нужно сказать о том, что норма возникла не на пустом месте, мы все видим, сколько у нас в стране, и в нашем районе делается для молодежи, для ее обучения и развития. Но в этой новации мне видятся важными слова «реализации потенциала молодежи в интересах всего общества». Это прописано вовсе не зря. Помните, в былые времена существовал такой термин, как коллективизм. Можно по-разному его интерпретировать, но мне представляется главным то, что это – социальная установка, делающая упор на ценность и целостность общества.
Внимательно изучив проект изменений в Основной Закон, я заметил, что многие новации направлены именно на то, чтобы сблизить, сплотить, сцементировать наше общество. Знаете, это очень своевременно. События последних лет нам показали, что в этом вопросе наметились иные тенденции. Многие люди стали на стезю индивидуализма, привыкли принимать как должное все, что делает для них государство, и перестали это ценить, начали заботиться исключительно о собственных благах, перестали видеть других людей, сопереживать и помогать им. А таких граждан легко увлечь мнимыми призывами и обещаниями. К счастью, в нашей стране момент не упущен, много действительно добрых, сопереживающих, моральных людей, ратующих не только за свое. Но вопрос назрел, и государство на конституционном уровне намерено делать все, чтобы укрепить общество, связи между людьми. И это правильно, ведь в нашем историческом прошлом был прекрасный опыт открытых и теплых отношений между людьми, таких же отношений к своей стране. Это было действительно сильной стороной, позволившей выстоять в самые лихие времена.
Нельзя не затронуть и статью 45. В ней гарантировано право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств. Предлагается дополнить ее новым абзацем: «Граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья». Совершенно справедливо. Мы видим, что в стране огромные деньги тратятся на охрану здоровья, бесплатное лечение и лекарства, строительство новых медицинских учреждений. Не будем ходить далеко. В Борисове создан и развивается межрегиональный медицинский центр, где и крупчане могут получить высококвалифицированную помощь, пройти обследование на современном оборудовании. Крупская ЦРБ постоянно пополняется новым оборудованием, на днях после ремонта открылась женская консультация. Пополняется и материальная база спортивных объектов, где можно укреплять свое здоровье. Примеров много. Но и люди сами должны больше внимания уделять себе, в первую очередь вести здоровый образ жизни, нарушая который многие приобретают весьма серьезные последствия, требующие длительного и затратного лечения.
В обновленной Конституции государство берет под патронат инвалидов. В статье 47 в действующей редакции сказано: «Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов». В новой же фраза дополняется: «…, а также об инвалидах и пожилых людях». И далее предлагается новый абзац: «Инвалидам обеспечиваются равные возможности для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Государством реализуется политика социальной интеграции инвалидов, создания доступной среды и улучшения качества их жизни, поддержки семей с инвалидами».
Этим конституционным посылом государство четко и ясно заявляет, что для него ценен каждый человек и оно готово гарантировать ему всемерную поддержку.
Мы видим, что в обновленном Основном Законе не просто сохраняется идея социального государства, она получила дальнейшее развитие, вышла на новый уровень, государство демонстрирует свою способность решать больше социальных задач.
Внимательно изучив проект изменений в Конституцию, я отметил для себя, что предприняты многие шаги для того, чтобы более активно включить граждан во взаимодействие с государством, чтобы они могли влиять на те или иные процессы, участвовать в принятии решений. И здесь нельзя не сказать о Всебелорусском народном собрании, которому предлагается придать конституционный статус и сделать высшим представительным органом народовластия. В его деятельности будут принимать участие представители законодательной, представительной, судебной властей, органов местного самоуправления и гражданского общества. Создается еще одна надежная опора государства, наделенная существенными полномочиями и юридической силой принятых решений. Почему возникла такая необходимость? Все мы видим, что мир сейчас вступил в эпоху глобальной трансформации. Не секрет, что наш суверенитет не дает покоя многим. Поэтому возникла необходимость страховочных механизмов, которые позволили бы нам сохранить государство как суверенное и независимое и дальше спокойно эволюционно развиваться. И тут нельзя не вспомнить всем известный исторический факт, когда в 1991 году прошел общесоюзный референдум и подавляющее большинство граждан высказалось за сохранение Советского Союза. Однако это не помешало в том же году трем политическим деятелям подвести черту под деятельностью мощной державы. Всебелорусское народное собрание призвано стать основной стабилизирующей силой в отношении между ветвями власти, выполнять консолидирующую функцию в обществе для того, чтобы сохранить целостность страны и предотвращать различного рода политические кризисы.
Если же говорить о предлагаемых конституционных новациях в целом, то очевидно, что все они направлены на то, чтобы выстроить государственную конструкцию так, чтобы Беларусь в это непростое время могла сохранить суверенитет, мир, национальную самоидентичность и благополучие. Мы все, граждане своей страны, должны внимательно и вдумчиво изучить изменения в Основной Закон. Только такой подход позволит понять, что стоит за каждой конкретной формулировкой, и когда придет время высказать свое мнение на референдуме, сделать это осмысленно и осознанно.