krupki.by

ru RU be BE en EN


Память Крупщины: озеро Стоячее, клад Наполеона и детские мечты

Автор / Калейдоскоп / Пятница, 29 января 2021 09:14 / Просмотров: 3301

У ребят наших были зимние каникулы, а нам предстояло поработать: проверить детские сочинения на конкурс о малой родине. Читать интересно.

Каждый ребенок с трепетом отзывается о том месте, где вырос и живет. Нравятся им и достопримечательности родного края. Вот перед нами сочинение ученицы 6 класса Дарьи Сидоровой. Оно очень впечатлило. Прочитайте и вы! 

«На Крупщине мне посчастливилось родиться! Моя малая родина – небольшой, уютный городок Крупки. Именно здесь я сделала свои первые шаги, росла, научилась уже многому, поэтому чувствую особую теплоту и любовь к своему краю.

Интересуюсь легендами и преданиями. Они завораживают, заставляют меня окунуться в таинственный мир. Недавно я была в торговом центре города Борисова. На большой вывеске было написано: «Клад Наполеона». Название из моей любимой легенды!

Первый раз я услышала ее от бабушки моей подруги. Летом мы любим с ней купаться и загорать. Недалеко от улицы Ленина, где живет бабушка, есть озеро Стоячее. Однажды бабушка спросила у нас: «Знаете ли вы, внученьки, что это озеро имеет свою легенду?» И рассказала нам о том, что давным-давно там утонула карета Наполеона со всем богатством.

Легенду я запомнила почти наизусть. Наполеон Бонапарт был у нас на озере! Вот это да! Великий полководец во время бегства, в том далеком 1812 году, проезжал со своей армией вблизи озера Стоячее. Его кареты и фургоны, буквально набитые драгоценностями, внезапно и таинственно исчезли.

Бабушка Надя рассказывала, что много было охотников отыскать тот клад. Даже появлялись французы. Они нанимались гувернерами к местным помещикам и что-то постоянно искали. Искали драгоценности и немецкие археологи во время войны.

Помнит она, как в советское время на озере работала настоя­щая экспедиция: «Это было в 70-х годах. Мои дети бегали смотреть, как водолазы погружаются на дно озера. Это было для всех местных жителей настоящим событием. Говорят, что им тоже не удалось ничего отыскать. Зато анализ воды показал, что там содержится много золота, платины и серебра. Ну, а мы, местные жители, считали эту воду целебной».

Легенда о кладе Наполеона запомнилась мне. Возможно, кому-то суждено все-таки найти эти богатства.

Приезжайте к нам на Крупщину – и вы услышите не одно интересное предание нашего края!»

Милая Дашенька, ты напомнила нам многие моменты собственного детства, да и юности. Вспомнили и мы Стоячее. А воспоминания у нас общие: обе крупчанки, одного возраста, обе с «Заречья» (так у нас раньше называли район улиц Ленина-Заслонова-Победы). А ведь хотя и меняется время, и меняются люди, но память о детстве и юности остается в каждом навсегда. И она свежа и чудесна…

Поэтому наше обсуждение детского сочинения перерастает в диалог на тему: «А помнишь?» Мы наперебой начинаем вспоминать. Оказалось, наши воспоминания про озеро – это тоже «клад», только не золотой наполеоновский. Это наш личный «клад» воспоминаний, связанных именно с озером Стоячим.

О: Когда родители привезли меня в Беларусь (мы переехали из Узбекистана), мне было 12 лет, и я так скучала по оставленному дому, подружкам. Я плакала, просилась обратно. Каждую ночь мне снился наш оставленный сад и еще дорога на водохранилище. И только Стоячее  «примирило» меня с переездом. И подружек там нашла. И, кстати, дружу с ними уже…47 лет.

Е: Ну, а я на Стоячем практически выросла. Старшие сестры брали с собой. И плавать здесь научилась, и в волейбол. А сколько работы надо было переделать дома, чтобы мама отпустила купаться! Километры прополотых грядок, вымытых полов…

О: Еще крапивы надо было хрюшкам нарвать и травы кроликам.  И только тогда ты заслужила озеро!

Е: Да, детей тогда воспитывали в труде. В любом случае, мамам бы в голову не пришло (как сейчас часто бывает) самим мыть посуду, чтобы поберечь дочкин маникюр. Не то было время.

О: Но время было веселое! А столько забавных историй можно вспомнить!

Е: Мне, например, не забыть одну мелодию. Да-да! Именно мелодию. Дело в том, что в музыкальной школе давали задания на лето. И после всех сельхозработ мне полагалось каждый день посидеть часок с аккордеоном и нотами. Но чтобы мама отпускала меня на озеро побыстрей, я выучила всего одну мелодию: «По долинам и по взгорьям». И растягивала меха аккордеона каждый день с этой песенкой про Щорса. Но мама в конце концов меня все-таки раскусила…

О: Пару лет назад я водила своих учеников на Стоячее. Дети сказали, что до воды не слишком легко добраться…

Е:  Да. Тогда то же самое было. Помнишь, с какими препятствиями каждый из нас добирался до камня, откуда можно было уже плавать. По «кладочкам», по бревнышкам, почти по трясине, спотыкались, смеялись, помогали друг другу. Но никто не обижался.

О: Озеро требовало осторожности. Не умеющие плавать там не плавали. Я хоть и неплохо на воде держалась, даже один раз тонула. И спас меня зареченский парень! Я потом мальчика его учила. Говорю ему однажды: «Стас, если бы не твой папа, меня бы в живых не было! Передай ему спасибо». А он мне: «Папа не забыл, помнит. Пришел как-то  с родительского собрания и говорит: «Якую добрую дзеўку я  выратаваў!»

Е: А я однажды чуть не попала в водоворот. Рядом оказались ребята станционные. Хорошие были мальчики, крепкие, верные, правильные. Спасли, слава Богу. С ними было так надежно! А помнишь, что они нам дарили?

О: Разве забудешь! Кувшинки! Подарок был тем и ценен, что доплыть до них мог только самый смелый. А сорванный «букет» тянули по воде к берегу за длинные стебли. Красиво! Разве мы думали тогда, что подвергали своих «рыцарей» опасности!  Главным для нас было то, что домой мы бежали всегда «с цветами»! Молодечества хотелось... Вот еще одна история. Идем мы как-то под вечер с подругой Ниной на озеро. По дороге дождь начался. Мы прибавили шагу. Дождь сильней – мы быстрей. А около озера столько незнакомых людей! Смотрят на нас как на ненормальных. Но мы не сбавляем бег, да еще и кричим что-то на всю ивановскую. Наконец на глазах у изумленных «зрителей» со всей скоростью заскакиваем в озеро и радуемся: «Ура, успели, успели». И догадайся, какой была последняя фраза для пуб­лики? Очень даже остроумная: «Теперь не промокнем!»

Е: Это тогда группа ученых приехала на Стоячее. Я помню. Мы впервые услышали от них про поиски золотой кареты Наполеона. Это было интересно. На месте нашего отдыха вдруг развернулся настоящий штаб. Место огородили лентой. Было интересно наблюдать, как гидрологи брали пробы воды (и обнаружили в ней и золото, и серебро), как    водолазы одевали специальные костюмы и погружались на дно.

О: Около самого озера археологи раскопали останки сгоревшего монастыря. Нашли кучу монастырской утвари. Выяснили, что французы там все-таки были: в развалинах нашли пуговицы наполеоновских солдат. А вот клад-то и не нашли!

Е: Экспедиция пробыла здесь почти все лето. К нам студенты истфака относились дружески: показывали нам все, объясняли. И вообще, помнишь, как мы там все дружили. Мы, младшие, хотели быстрее вырасти, тянулись за старшими. Они были такие дружные, спортивные, постоянно шутили и смеялись. Опекали нас, младших. Нас было много!  Я недавно посчитала: с трех «дружных улиц» около ста детей. Вот эта команда!

О: Сейчас бы педагоги сказали: «Разновозрастной отряд». И в какой-то мере озеро заменяло нам летом школу, оно нас сплачивало, учило дружить, учило ценить нашу дружбу и дорожить ею. Оно подарило нам море воспоминаний и впечатлений, которые согревают нас в трудные минуты нашей ох не простой взрослой жизни! 

Е: Бесценный клад воспоминаний: неподдельная дружба, купание и игры на озере Стоячем, запах лета, земляники, сказочные кувшинки и завораживающий туман над озером… Что может быть дороже?

О: Мы – педагоги, и все, конечно, догадываются, что скрывается за нашими «Е» и «О». Предлагаем читателям «Крупскага весніка» поддержать нас своими детскими воспоминаниями. Мы вместе с вами напишем и о детских садиках, и о школах, и о незабвенной «музыкалке», которая (представьте себе!) располагалась в бывших панских конюшнях, но была удивительно уютной, и стольких творческих людей вырастила! В общем, пишем о малой, но милой родине – о наших  незабвенных Крупках! Присоединяйтесь!

Педагоги-крупчанки из средней школы № 1.

Автор

admin

admin

Актуально

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 5-51-11

Please publish modules in offcanvas position.