krupki.by

ru RU be BE en EN

Прошла очередная диалоговая площадка по изменениям в Конституцию Республики Беларусь



Прошла очередная диалоговая площадка по изменениям в Конституцию Республики Беларусь

Автор / Общество / Четверг, 30 декабря 2021 16:20 / Просмотров: 1490

Продолжаются встречи, которые инициирует редакция газеты «Крупскі веснік» по вопросам обсуждения новаций, предлагаемых в Конституцию Республики Беларусь.

Заинтересованная и компетентная аудитория, откровенные мнения, жизненный опыт и неравнодушное отношение к стране, пропущенное через себя, свою семью – в этот раз мы беседовали с педагогами городских школ. В большинстве своем это были историки, а также заместители директоров по воспитательной работе.

Учитывая профессиональные направления участников диалога, было интересно их отношение к таким новациям, как закрепление конституционного постулата о сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа. Вопрос: почему назрела такая необходимость, чтобы на самом высоком государственном уровне, в самом главном законе страны этот постулат закрепить?

Свое мнение высказала учитель истории районной гимназии Наталья Гордынская:

– Ход истории нам свидетельствует о том, что участники и очевидцы Великой Отечественной уже практически ушли. Меняются поколения, со временем начинает ослабевать эмоциональная память, то есть, ощущение того, что эти события коснулись лично нас, нашей семьи. К тому же сейчас идет информационная война, распространяется много разных сведений, в том числе и тех, которым нельзя доверять. В других странах – совсем сложная позиция, даже у наших соседей. К примеру, на Украине выросло новое поколение, которое совершенно по-другому относится к событиям Великой Отечественной войны. Там переписаны школьные учебники, у меня родственники проживают в этой стране, и я видела эти книги. В каждой теме все, что связано с Советским Союзом, показано только с отрицательной стороны. Голодомор, сталинские репрессии – преподносится, что только они одни от этого пострадали. Те поступки, события и люди, которые для советских людей были гордостью, представляются как позор, а антигерои называются героями.

– А почему так получилось? Зачем и кому это надо?

– На мой взгляд, это стало возможным тогда, когда распался Советский Союз и каждая республика пошла своим путем, – продолжила Наталья Гордынская. – Безусловно, это влияние Европы и Америки, осуществивших план по уничтожению многонациональной страны. Это был длительный процесс, в результате которого на второй план отодвигались моральные ценности, возвеличивались материальный достаток и вседозволенность. К счастью, Беларусь сохранила все лучшее наследие некогда огромной страны, а главное – мировоззрение, в основе которого патриотизм, гражданственность, преемственность поколений.

– Я уверен, что и на Украине, и в других странах не все так однозначно, – включился в обсуждение учитель истории городской средней школы № 3 Андрей Щербак. – И там масса людей, которые войну считают Великой Отечественной для себя, сохраняют память и чтут героев. Мы сейчас не говорим о правительствах, мы говорим о народе, о простых людях, чьи семьи тоже коснулась война.

– Хочу дополнить своих коллег, – поддержал учитель истории районной гимназии Михаил Рогов. – 1987-89 годы, я служил в Польше, в то время там крайне негативно относились к советским солдатам, если не сказать больше, потому что Польшу Лех Валенса вел к Западу. Но из общения с простыми поляками, среднего и старшего поколения, было очевидно, что они уважительно относились к советским людям, помня, что это именно они их спасли от фашизма. Вся политическая и идеологическая подоплека была нацелена на молодежь, и эта система сработала.

– Вовремя ли мы, внутри своей страны, сейчас делаем акцент на сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне?

– У нас, к счастью, время не упущено, – высказывается Наталья Гордынская. – В Беларуси не переписывалась история, созданы и поддерживаются в надлежащем состоянии монументальные памятники, поклониться которым приезжают и белорусы, и люди из других стран. Работают прекрасные музеи, в том числе виртуальные, которые посещает молодежь. И современные гаджеты детям в помощь, если мы их на нужные сайты направим, подскажем, где найти информацию. Сейчас что важно? Сохранить памятники, не переименовывать улицы, делать так, чтобы молодежь знала, что это за герои и почему заслужили право быть увековеченными. Беларусь может гордиться тем, что она не допустила периода забвения и искажения исторической правды.

– Надо признать, что упущения коснулись поколения 1991 года,– развивает мысль Андрей Щербак. – В то время пропагандировалась только ценность наживы, того, что можно не учиться, а зарабатывать деньги по системе «купи-продай». А это родители тех детей, которые сегодня в школе. Поэтому акцент на патриотическое воспитание, на сохранение исторической памяти очень своевременный, чтобы не прервать преемственность поколений, не допустить изменения ценностных ориентиров.

– А я полагаю, что на вопрос можно посмотреть шире, – предлагает Михаил Рогов. – Я имею ввиду понятие исторической памяти. Дело в том, что патриотизм проявляли люди на протяжении всего хода истории. Это и Отечественная война, и Первая мировая, и, конечно же, Великая Отечественная. А Яков Полочанин, один из шести храб­рейших воинов дружины Александра Невского, принимавший участие в битве со шведами в 1240 году – это же герой! И таких людей много. Нужно начинать с самого начала, ведь героизм и патриотизм на ровном месте не рождаются, это идет из глубин истории, через поколения. Надо сделать так, чтобы все это не замыкалось границами учебных заведений и учебных программ, а приобрело государственный масштаб, чтобы было отмечено монументами, памятными и праздничными датами, чтобы было постоянно на слуху. Это позволит воспринимать их не просто как исторические факты, а как события, к которым мы, нынешние, и последующие поколения имеем непосредственное значение.

И здесь хотелось бы согласиться со всеми приведенными доводами и отметить, что формулировки изменений в Конституцию еще не окончательны и не закрыты. Для того мы их и обсуждаем, чтобы прийти к наиболее глубоким, универсальным, вбирающим в себя все самое важное, что будет свято и значимо для многих последующих поколений.

– Патриотическое воспитание – задача № 1 для нас всех, учителей разных предметов, – включается в диалог педагог городской СШ № 3 Валентина Скварковская. – К сожалению, время все меньше позволяет нам слышать живое слово ветерана. Я вспоминаю, как мы с детьми ездили к Мальвине Ивановне Гармазинской в Соколовичи. Ей уже за 90, но она так живо, подробно, эмоционально рассказывала о тех страшных событиях, о страданиях людей, что дети слушали с замиранием сердца. С каждым годом этих людей становится все меньше, поэтому нам надо доносить до умов и сердец наших деток правду тех событий всеми возможными методами: на примерах произведений искусства и литературы, воспоминаний, хранящихся в архивах и музеях. Мы должны делать все возможное, чтобы продлить эту память.

И, в связи с этим, возник вопрос к преподавателям: какой вывод они могут сделать из своей практики относительно того, знают ли дети о своих семьях, о своих предках?

– Знают, но не все, – поделилась своими наблюдениями Наталья Гордынская. – Из 20-ти человек примерно пятеро-семеро знают не на уровне фотографий, а более глубоко, где воевали их прадеды. К большому сожалению, это даже не половина. Это я имею ввиду последнее десятилетие, а ведь было время, когда подробно мог рассказать почти каждый.

Этот ответ еще раз подтверждает необходимость на новую ступень поднять вопрос сохранения исторической памяти, причем на самом высоком государственном уровне. Многое уже сделано. Интернет предоставляет очень широкие возможности, обнародуется информация, есть специализированные сайты, где можно найти те или иные сведения.

– Благодаря этому удалось заполнить белые страницы в истории нашей семьи, – подтверждает мысли заместитель директора по учебной работе районной гимназии Светлана Маркович. – Мой сын поработал в архивах, где собрал много материала про своего прадеда. Во время войны моей маме было 5 лет, и она мало что знала и помнила. А сейчас у нас есть и выписки из приказов о награждении, и сведения, и фотографии. Все это вернулось в семью. Представляете, что это значит для всех нас, особенно для мамы!

– До сих пор я с содроганием помню, когда мы в своем детстве стояли в почетных караулах, когда произносили имя каждого героя, рассказывали о его подвиге, – делится библиотекарь СШ № 3 Валентина Кузборская.– И все мероприятия проводились после уроков, дети на них охотно шли, воспринимая это как особые ценности. И сейчас нам надо стремиться к тому, чтобы современная молодежь относилась именно так. Конечно, вопрос в методике, детям должно быть интересно и задевать эмоции и чувства.

– Весь воспитательный потенциал того, что уже наработано,– произведения искусства, музыка, военные фильмы, архитектурные комплексы – это все надо максимально использовать в работе, – поддерживает коллегу заместитель директора по учебной работе СШ № 3 Татьяна Щемель. – Вместе с тем и новые формы и методы работы, более интерактивные, должны предлагаться и применяться педагогами, ведь через них можно добиться того, чтобы близким и понятным стало содержание.

 

Хочется отметить, что диалоговая площадка прошла очень насыщенно и интересно, приятно было обсуждать важные вопросы в очень компетентной, образованной, интеллигентной и неравнодушной аудитории. Прекрасно, что такие педагоги обучают наших детей.

Кроме сохранения исторической памяти говорили и о других предложениях в обновленный Основной закон. Общий вывод можно сделать такой: ценно, что в нашей стране делается все, чтобы беречь историческую память, и очень своевременная реакция государства в том, чтобы действовать на упреждение – не допустить забвения. В этом суть конституционного посыла, своевременный и верный шаг.

И еще одно дельное предложение было выработано. Конституцию дети изучают на уроках обществоведения в школах. Но этого мало. Надо более углубленно работать с учащимися средних специальных и студентами высших учебных заведений, чтобы они могли осознанно и детально изучить главный юридический документ страны, понимать его глубинный смысл и значение для руководства в жизни.

Автор

Марина Бородавко

Марина Бородавко

Актуально

20 апреля "прямую ли­нию" проведет управляющий делами райисполкома

В субботу, 20 апреля, с 9.00 до 12.00 прямую телефонную ли­нию проведет управляющий делами Крупского районного исполнительного комитета СЕНЦОВА Валентина Васильевна. Телефон 2-77-47.

27 апреля состоится собрание членов садового товарищества Надежда-5 по вопросу о включения товарищества в границы города

В субботу, 27 апреля, в 11.00 в доме культуры состоится собрание членов садового товарищества Надежда-5 с участием представителей Крупского районного исполнительного комитета по вопросу о возможности включения территории товарищества в границы населенного пункта г. Крупки.

20 апреля "прямую ли­нию" проведет управляющий делами Крупского райисполкома

В субботу, 20 апреля, с 9.00 до 12.00 прямую телефонную ли­нию проведет управляющий делами Крупского районного исполнительного комитета Сенцова Валентина Васильевна. Телефон 2-77-47.

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 5-51-11

Please publish modules in offcanvas position.