krupki.by

ru RU be BE en EN

Кто он – летчик, погибший в лесном массиве возле Лебедево в 1944 году?



Кто он – летчик, погибший в лесном массиве возле Лебедево в 1944 году?

Автор / Общество / Пятница, 22 июля 2022 10:20 / Просмотров: 656

Энтузиасты-поисковики и сегодня ищут малейшие зацепки, чтобы установить имена героев, отдавших жизни за освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

На минувшей неделе мы пообщались с нашим земляком, уроженцем деревни Денисовичи Анатолием Ивановичем Радченко, который является одним из активистов-краеведов, ведущих работу по восстановлению имен погибших экипажей на территории нашего региона.

Он отметил, что значительные потери советской авиации в Крупском районе обусловлены его географическим положением. Наш регион оказался на оси наступления как немецких войск в 1941 году, так и Красной Армии в 1944-м. Интерес был обусловлен также наличием в годы оккупации здесь двух немецких аэродромов – в Приямино и Докудово. Но и сегодня факт остается фактом – места падения самолетов малоисследованы. Кто погиб в конкретном месте назвать и даже предположить берутся немногие.

Наш собеседник устанавливает места гибели самолетов и выходит на связь с научно-исследовательскими группами военной истории и археологии. Раскопки ведут профессионалы, имеющие на то специальное разрешение. Вся полученная информация сопоставляется с архивными документами – картами вылетов авиации. Самыми ценными находками для установления имен погибших летчиков являются детали самолетов, которые можно идентифицировать по выбитым на них номерам.

В день нашей встречи погода была «нелетной». Но дождь и сырость не нарушили плана организованной ранее мини-экспедиции к месту гибели самолета в районе деревни Лебедево. Кроме Анатолия Радченко участие в ней принимали директор и главный хранитель Крупского районного историко-краеведческого музея Тамара Больбот и Алла Воскресенская, учитель истории средней школы поселка Крупского Елена Пахомова, крупчане-активисты Людмила Иванова и Галина Стадник, журналист районной газеты. Наш провожатый пояснил, что в процессе общения по телефону им были сделаны выводы, что место это и пути к нему следования местное население описывает по-разному. А потому есть вероятность, что это ни одна и та же точка на карте. И, кроме того, были найдены люди, способные дать информацию по еще одному месту падения самолета – в районе деревни Новая Крупка. Надо бы и там поработать…


На территории Крупского района в годы войны потерпели крушение порядка 12 самолетов советской армии. В основном это случилось в 1941 и 1944 годах. Во время наступления, а затем освободительной операции «Багратион».


Итак, выдвигаемся. Едем в деревню Майск, откуда к месту падения самолета нас ведет Галина Стадник. По ходу женщина поясняет, что в юности она жила в Лебедево и родители ее мужа, односельчане так и называли местность в лесу – «там, где самолет разбился». Обозначено оно было железной пирамидкой со звездочкой.

– Сейчас уже по грибы-ягоды туда не ходим, – говорила Галина Станиславовна. – Но точно знаю, где оно. И даже дорогу покажу напрямую из Майска.

– И я такое же место с пирамидкой со звездочкой помню, – отмечает Елена Пахомова. – Если Галина Станиславовна приведет нас в другое, то покажу свое.

Идем… Перешли через речушку, тропинка расширилась и постепенно обе женщины сошлись во мнении, что цель пути у них одна. И Анатолий Иванович предположил, что направление взято аккурат туда, где пару лет назад он лично обновил памятный знак на месте гибели самолета. Вместо пирамидки со звездочкой там сегодня стоит камень с табличкой, информирующей о произошедшем здесь трагическом событии в далеком 1944-м.

Так и есть. Пути разные – место одно. Остановились. Зажгли лампадку в память о погибшем летчике. Произнесли молитву. Разговор повели про то, что имя героя не восстановлено по сей день.

– Раньше мы предполагали, что в этом месте погиб Герой Советского Союза Андрей Иванович Попов, – отметил Анатолий Радченко. – Когда нам поступила информация, что место гибели родственника ищет внучатый племянник летчика Попова, то побывали здесь с ним. Рассказали, как проводились раскопки. Еще раз исследовали местность. Уже вместе. Нам было известно, что 23 июня 1944 года Попов на истребителе Як-9 вылетел в составе группы на разведку и блокировку аэродромов противника – Докудово, Крупки, Ломское и с боевого задания не вернулся. В учетных документах он числился пропавшим без вести… А позже нам стали известны новые данные: самолет Попова упал в 1944-м под Оршей. Охотниками были найдены крупные детали его самолета: фюзеляж, кресло летчика, пулемет. Обломки техники перевезли в Минск, и в процессе их изучения были найдены номера. По ним и определили, что самолет принадлежал Попову.

Как результат, вопрос «Кто погиб под Лебедево?» по-прежнему остается открытым. 

– У нас на сегодня есть две версии, – говорит Анатолий Иванович. – Мы знаем, что практически в это же время на боевые задания вылетали летчики Виктор Васильевич Споров и Серафим Иванович Руднев. И они погибли возле Крупок. Но конкретно, где их самолеты упали, не знаем. Если, к примеру, мы бы установили, что возле Лебедево – место гибели Руднева, то в районе Новой Крупки можно было бы предполагать, что там погиб Споров. Но опять же, нам нужны факты. А они могут быть найдены только в процессе поисковой исследовательской работы. Здесь в лесу, где мы находимся, были найдены фрагменты парашютной системы, пуговица со звездочкой и кусок кожаного офицерского ремня, гильза крупноколиборного пулемета с датой выпуска 1944 года. Если в другом месте поиск также подтвердит дату падения самолета в 1944-году и его модификация будет Як-9, то мы уже сможем говорить, что да, здесь погибли Споров и Руднев. И конкретнее определить, кто из них и где «приземлился» получится, если поисковая экспедиция во второй предположительной точке окажется более информативной. Если детали самолета будут найдены и мы сможем их идентифицировать так же, как это удалось с самолетом Попова, ребус будет практически разгадан.

– Самое сложное на сегодня – это найти свидетелей, – говорит Людмила Иванова. – Их, к сожалению, почти не осталось. Поэтому мы по крупицам собираем любую информацию. Про самолет в Новой Крупке я узнала случайно. Рассказали, что один из местных жителей знает, где он упал, со слов его отца, которого давно уже нет. Хочется верить, что информация подтвердится и то место окажется более богатым на находки.

– Действительно, с этим достаточно сложно, – отмечает Тамара Больбот. – Многие места падений самолетов местные жители еще в военное и послевоенное время «исследовали» самостоятельно. Детали техники использовали в быту: в качестве конька на крыши, заслонки в печи, переплавляли в ложки, миски, расчески… Не будем их осуждать. Время было жесткое. Нужно было выживать. Но сейчас понятно, что все это значительно усложняет работу поисковых групп.

– Поисковая работа – дело нужное, – присоединяется к разговору Елена Пахомова. – Летят года, проносятся десятилетия. Многое изменяется в жизни. Но остается память. Память человеческая. Она хранит всё: и плохое, и хорошее, оставаясь достоя­нием истории. А ничего не забыть помогают музеи, архивы и люди, по крупицам собирающие драгоценные факты улетевших дней. Мы, учителя, продолжаем пояснять молодежи, что еще немало безымянных солдат, павших во время Великой Отечественной войны, покоится в нашей земле. Что увековечение памяти погибших защитников по-прежнему остается приоритетной задачей государства и общества. И хорошо, что есть люди, которые на своем примере показывают, как это делать.

– Считаю, что каждый из нас в силах внести толику сил в это общее дело, – подчеркнул Анатолий Радченко. – Пока я работал, да, времени на это было меньше. Но меня с юности волновал вопрос: а кто те летчики-герои, которые погибли недалеко от родной мне деревни Денисовичи и которые долгие годы на памятнике оставались безымянными. Позже оказалось, что самолетов было два. И что есть люди, которые смогли восстановить их имена еще в 80-х гг. прошлого столетия. Выйдя на заслуженный отдых, я влился в эту деятельность. Стал налаживать связи с местными краеведами, поисковыми группами. Взял на себя инициативу и ответственность по установке на местах падения самолетов памятных знаков. Работу эту буду продолжать. Верю, что дело это нужное.

Завершилась мини-поисковая экспедиция посещением д. Новая Крупка и беседой с местными жителями. Анатолий Радченко заметил, что в поисковой работе важны все ниточки. Хотя бы одна из них, но обязательно приведет к разгадке. И это будет новая страница в альманахе нашей памяти.

А мы с читателями районной газеты обязательно проследим, как будут развиваться события дальше. Как только узнаем что-то новое – расскажем. Будем также рады и любой новой информации по теме.

Автор

admin

admin

Актуально

4 октября состоится встреча с гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Во вторник, 4 октября с 13.00 до 14.00 в Центре детского творчества (г. Крупки, ул. Советская, 6) состоится встреча с гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Крупском районном исполнительном комитете, по вопросу строительства жилого помещения в составе возводимого в г. Крупки 60-квартирного жилого дома по ул. Московская. Приглашаем на встречу.

5 октября встречу с населением в аг. Слобода проведет заместитель председателя райисполкома

В среду, 5 октября, встречу с населением в  15.00 в аг. Слобода Холопеничского сельсовета возле магазина проведет заместитель председателя райисполкома КОМАРОВА Юлия Николаевна.

21 сентября проведет прием граждан начальник Следственного комитета

Начальник Крупского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь подполковник юстиции Андрей Карачун 21 сентября с 14.00 до 16.00 проведет прием граждан в здании Бобрского сельского исполнительного комитета по адресу: гп. Бобр, ул. Базарная, д. 4.
Предварительная запись по телефону 8 (017) 96 2-70-33.

В Крупской ЦРБ можно вакцинироваться от коронавируса

С начала вакцинации в Крупской ЦРБ работает кабинет иммунопрофилактики № 420 с 8.00 до 20.00, в субботу – с 8.00 до 14.00 Предварительная запись по телефонам: 5-52-72, 5-44-68.

Please publish modules in offcanvas position.