krupki.by

ru RU be BE en EN

Кто он – летчик, погибший в лесном массиве возле Лебедево в 1944 году?



Кто он – летчик, погибший в лесном массиве возле Лебедево в 1944 году?

Автор / Общество / Пятница, 22 июля 2022 10:20 / Просмотров: 1201

Энтузиасты-поисковики и сегодня ищут малейшие зацепки, чтобы установить имена героев, отдавших жизни за освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

На минувшей неделе мы пообщались с нашим земляком, уроженцем деревни Денисовичи Анатолием Ивановичем Радченко, который является одним из активистов-краеведов, ведущих работу по восстановлению имен погибших экипажей на территории нашего региона.

Он отметил, что значительные потери советской авиации в Крупском районе обусловлены его географическим положением. Наш регион оказался на оси наступления как немецких войск в 1941 году, так и Красной Армии в 1944-м. Интерес был обусловлен также наличием в годы оккупации здесь двух немецких аэродромов – в Приямино и Докудово. Но и сегодня факт остается фактом – места падения самолетов малоисследованы. Кто погиб в конкретном месте назвать и даже предположить берутся немногие.

Наш собеседник устанавливает места гибели самолетов и выходит на связь с научно-исследовательскими группами военной истории и археологии. Раскопки ведут профессионалы, имеющие на то специальное разрешение. Вся полученная информация сопоставляется с архивными документами – картами вылетов авиации. Самыми ценными находками для установления имен погибших летчиков являются детали самолетов, которые можно идентифицировать по выбитым на них номерам.

В день нашей встречи погода была «нелетной». Но дождь и сырость не нарушили плана организованной ранее мини-экспедиции к месту гибели самолета в районе деревни Лебедево. Кроме Анатолия Радченко участие в ней принимали директор и главный хранитель Крупского районного историко-краеведческого музея Тамара Больбот и Алла Воскресенская, учитель истории средней школы поселка Крупского Елена Пахомова, крупчане-активисты Людмила Иванова и Галина Стадник, журналист районной газеты. Наш провожатый пояснил, что в процессе общения по телефону им были сделаны выводы, что место это и пути к нему следования местное население описывает по-разному. А потому есть вероятность, что это ни одна и та же точка на карте. И, кроме того, были найдены люди, способные дать информацию по еще одному месту падения самолета – в районе деревни Новая Крупка. Надо бы и там поработать…


На территории Крупского района в годы войны потерпели крушение порядка 12 самолетов советской армии. В основном это случилось в 1941 и 1944 годах. Во время наступления, а затем освободительной операции «Багратион».


Итак, выдвигаемся. Едем в деревню Майск, откуда к месту падения самолета нас ведет Галина Стадник. По ходу женщина поясняет, что в юности она жила в Лебедево и родители ее мужа, односельчане так и называли местность в лесу – «там, где самолет разбился». Обозначено оно было железной пирамидкой со звездочкой.

– Сейчас уже по грибы-ягоды туда не ходим, – говорила Галина Станиславовна. – Но точно знаю, где оно. И даже дорогу покажу напрямую из Майска.

– И я такое же место с пирамидкой со звездочкой помню, – отмечает Елена Пахомова. – Если Галина Станиславовна приведет нас в другое, то покажу свое.

Идем… Перешли через речушку, тропинка расширилась и постепенно обе женщины сошлись во мнении, что цель пути у них одна. И Анатолий Иванович предположил, что направление взято аккурат туда, где пару лет назад он лично обновил памятный знак на месте гибели самолета. Вместо пирамидки со звездочкой там сегодня стоит камень с табличкой, информирующей о произошедшем здесь трагическом событии в далеком 1944-м.

Так и есть. Пути разные – место одно. Остановились. Зажгли лампадку в память о погибшем летчике. Произнесли молитву. Разговор повели про то, что имя героя не восстановлено по сей день.

– Раньше мы предполагали, что в этом месте погиб Герой Советского Союза Андрей Иванович Попов, – отметил Анатолий Радченко. – Когда нам поступила информация, что место гибели родственника ищет внучатый племянник летчика Попова, то побывали здесь с ним. Рассказали, как проводились раскопки. Еще раз исследовали местность. Уже вместе. Нам было известно, что 23 июня 1944 года Попов на истребителе Як-9 вылетел в составе группы на разведку и блокировку аэродромов противника – Докудово, Крупки, Ломское и с боевого задания не вернулся. В учетных документах он числился пропавшим без вести… А позже нам стали известны новые данные: самолет Попова упал в 1944-м под Оршей. Охотниками были найдены крупные детали его самолета: фюзеляж, кресло летчика, пулемет. Обломки техники перевезли в Минск, и в процессе их изучения были найдены номера. По ним и определили, что самолет принадлежал Попову.

Как результат, вопрос «Кто погиб под Лебедево?» по-прежнему остается открытым. 

– У нас на сегодня есть две версии, – говорит Анатолий Иванович. – Мы знаем, что практически в это же время на боевые задания вылетали летчики Виктор Васильевич Споров и Серафим Иванович Руднев. И они погибли возле Крупок. Но конкретно, где их самолеты упали, не знаем. Если, к примеру, мы бы установили, что возле Лебедево – место гибели Руднева, то в районе Новой Крупки можно было бы предполагать, что там погиб Споров. Но опять же, нам нужны факты. А они могут быть найдены только в процессе поисковой исследовательской работы. Здесь в лесу, где мы находимся, были найдены фрагменты парашютной системы, пуговица со звездочкой и кусок кожаного офицерского ремня, гильза крупноколиборного пулемета с датой выпуска 1944 года. Если в другом месте поиск также подтвердит дату падения самолета в 1944-году и его модификация будет Як-9, то мы уже сможем говорить, что да, здесь погибли Споров и Руднев. И конкретнее определить, кто из них и где «приземлился» получится, если поисковая экспедиция во второй предположительной точке окажется более информативной. Если детали самолета будут найдены и мы сможем их идентифицировать так же, как это удалось с самолетом Попова, ребус будет практически разгадан.

– Самое сложное на сегодня – это найти свидетелей, – говорит Людмила Иванова. – Их, к сожалению, почти не осталось. Поэтому мы по крупицам собираем любую информацию. Про самолет в Новой Крупке я узнала случайно. Рассказали, что один из местных жителей знает, где он упал, со слов его отца, которого давно уже нет. Хочется верить, что информация подтвердится и то место окажется более богатым на находки.

– Действительно, с этим достаточно сложно, – отмечает Тамара Больбот. – Многие места падений самолетов местные жители еще в военное и послевоенное время «исследовали» самостоятельно. Детали техники использовали в быту: в качестве конька на крыши, заслонки в печи, переплавляли в ложки, миски, расчески… Не будем их осуждать. Время было жесткое. Нужно было выживать. Но сейчас понятно, что все это значительно усложняет работу поисковых групп.

– Поисковая работа – дело нужное, – присоединяется к разговору Елена Пахомова. – Летят года, проносятся десятилетия. Многое изменяется в жизни. Но остается память. Память человеческая. Она хранит всё: и плохое, и хорошее, оставаясь достоя­нием истории. А ничего не забыть помогают музеи, архивы и люди, по крупицам собирающие драгоценные факты улетевших дней. Мы, учителя, продолжаем пояснять молодежи, что еще немало безымянных солдат, павших во время Великой Отечественной войны, покоится в нашей земле. Что увековечение памяти погибших защитников по-прежнему остается приоритетной задачей государства и общества. И хорошо, что есть люди, которые на своем примере показывают, как это делать.

– Считаю, что каждый из нас в силах внести толику сил в это общее дело, – подчеркнул Анатолий Радченко. – Пока я работал, да, времени на это было меньше. Но меня с юности волновал вопрос: а кто те летчики-герои, которые погибли недалеко от родной мне деревни Денисовичи и которые долгие годы на памятнике оставались безымянными. Позже оказалось, что самолетов было два. И что есть люди, которые смогли восстановить их имена еще в 80-х гг. прошлого столетия. Выйдя на заслуженный отдых, я влился в эту деятельность. Стал налаживать связи с местными краеведами, поисковыми группами. Взял на себя инициативу и ответственность по установке на местах падения самолетов памятных знаков. Работу эту буду продолжать. Верю, что дело это нужное.

Завершилась мини-поисковая экспедиция посещением д. Новая Крупка и беседой с местными жителями. Анатолий Радченко заметил, что в поисковой работе важны все ниточки. Хотя бы одна из них, но обязательно приведет к разгадке. И это будет новая страница в альманахе нашей памяти.

А мы с читателями районной газеты обязательно проследим, как будут развиваться события дальше. Как только узнаем что-то новое – расскажем. Будем также рады и любой новой информации по теме.

Автор

admin

admin

Актуально

2 мая прием граждан проведет депутат Палаты представителей Национального собрания

В четверг, 2 мая, с 10.00 до 11.00 в здании Крупского районного исполнительного комитета (ул. Советская, 8, каб. 21) прием граждан проведет депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь КОРСИК Юрий Васильевич. Запись на прием будет осуществляться 22-26 апреля по телефону 2-71-87 в рабочее время (с 8.30 до 13.00 и с 14.00 до 17.30).

20 апреля "прямую ли­нию" проведет управляющий делами райисполкома

В субботу, 20 апреля, с 9.00 до 12.00 прямую телефонную ли­нию проведет управляющий делами Крупского районного исполнительного комитета СЕНЦОВА Валентина Васильевна. Телефон 2-77-47.

27 апреля состоится собрание членов садового товарищества Надежда-5 по вопросу о включения товарищества в границы города

В субботу, 27 апреля, в 11.00 в доме культуры состоится собрание членов садового товарищества Надежда-5 с участием представителей Крупского районного исполнительного комитета по вопросу о возможности включения территории товарищества в границы населенного пункта г. Крупки.

20 апреля "прямую ли­нию" проведет управляющий делами Крупского райисполкома

В субботу, 20 апреля, с 9.00 до 12.00 прямую телефонную ли­нию проведет управляющий делами Крупского районного исполнительного комитета Сенцова Валентина Васильевна. Телефон 2-77-47.

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 5-51-11

Please publish modules in offcanvas position.