krupki.by

ru RU be BE en EN

Рынок труда Республики Беларусь: заработная плата и занятость населения



Рынок труда Республики Беларусь: заработная плата и занятость населения

Автор / Официально / Четверг, 16 января 2020 11:24 / Просмотров: 1378

Право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей) – конституционное право граждан Республики Беларусь.

И Президент, будучи гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в апреле 2019 г. подчеркнул, что для всей вертикали власти «по-прежнему приоритетной задачей остается создание высокопроизводительных рабочих мест. Снижение уровня занятости населения или сокращение числа рабочих мест недопустимо ни под каким предлогом. А все, кто их создает, получат всемерную поддержку на любом уровне».

Размер доходов населения является важнейшим показателем благосостояния общества, а также значимым критерием эффективности социально-экономической политики государства. Поэтому неудивительно, что «устойчивый рост доходов населения путем обеспечения достойной оплаты труда во взаимоувязке с ростом его производительности, повышения социальных стандартов жизни для граждан, не занятых в экономике» выступает одной из важнейших задач формирования социального компонента устойчивого развития страны (в соответствии с Концепцией Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года).

Согласно данным Национального статистического комитета, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) растут. Так, в январе-октябре 2019 г. они составили 106,6% к уровню января-октября 2018 г. при прогнозе на 2019 год – 103,4%.

В общем объеме денежных доходов основную часть занимает оплата труда – 64,1%. Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составляют 7,8%, трансферты населению – 23,4%, доходы от собственности – 2,3%, прочие доходы – 2,4%.

Действующая в республике система оплаты труда и принимаемые меры по ее совершенствованию позволяют обеспечить стабильный рост заработной платы работников различных отраслей экономики. Номинальная начисленная заработная плата в республике в январе-ноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 13,6% (прогноз на 2019 год – на 9,3%) и составила 1 073,5 руб. (прогноз – 1 046,0 руб.), в том числе в ноябре – 1 113,1 руб.

Глава государства неоднократно указывал на то, что рост заработных плат должен быть увязан с производительностью труда. Особенно актуально это требование сегодня, когда по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь реальные зарплаты белорусов по-прежнему увеличиваются заметно быстрее, чем производительность труда.

Так, если за январь–ноябрь 2019 г. производительность труда увеличилась на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то реальные зарплаты – на 7,5% (за этот же период).

С одной стороны, такой рост нельзя не приветствовать, потому что повышается уровень благосостояния граждан, причем это повышение заработной платы происходит при условии стабильной работы экономики в целом, спокойной ситуации на валютном рынке. С другой стороны, руководство страны не может не беспокоить то обстоятельство, что рост производительности труда отстает от роста заработных плат. Поэтому ситуация находится на постоянном контроле Совета Министров Республики Беларусь.

Стабильная экономическая ситуация в стране позволила увеличить и размер минимальной заработной платы, которая является одной из мер социальной защиты трудящихся. Это та сумма денежных средств, ниже которой платить недопустимо, если работник работает на полную ставку и выполняет нормативный объем работ. С 1 января 2020 г. минимальная заработная плата установлена в размере 375 руб., что составит 100,7% минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек, действующего на дату ее установления.

Пристальное внимание в стране уделяется организациям бюджетной сферы. Глава государства потребовал от Правительства «обеспечить соотношение средней зарплаты в бюджетной сфере и средней зарплаты по стране на уровне не ниже 80%». Поставленная задача была выполнена.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы в январе-ноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 14% (прогноз на 2019 год – на 9,5%) и достигла 830,4 руб. (прогноз на 2019 год – 810 рублей), в том числе в ноябре – 897,2 руб.

В целях совершенствования подходов к оплате труда работников бюджетных организаций издан Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций». Указом определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. Вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вводится 18-разрядная тарифная сетка с межразрядной разницей не менее 6% для определения размеров окладов работников бюджетных организаций. Тарифная сетка введена в действие с 1 января 2020 г.

Изменяется величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Вместо тарифной ставки первого разряда вводится базовая ставка, размер которой планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, что позволит укрепить тарифную часть заработной платы. Размер базовой ставки будет определяться Правительством, как правило, с 1 января календарного года с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь (в настоящее время – 185 рублей).

Упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций. Она будет состоять из: оклада, стимулирующих (надбавки, премии) и компенсирующих (доплаты) выплат. Размер указанных выплат будет определяться от оклада или от базовой ставки.

Различного вида коэффициенты и повышения из состава заработной платы будут исключены. Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам. Указанные выплаты будут устанавливаться дополнительно к централизованным выплатам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Также Указом определено, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

Для решения проблем в сфере оплаты труда органами государственного управления ведется постоянный мониторинг организаций, испытывающих трудности с выплатой заработной платы, анализируется начисленный фонд заработной платы с учетом роста производительности труда, полученной выручки от реализации продукции.

В настоящее время на рынке труда страны наблюдаются положительные тенденции, которые характеризуются ростом спроса на рабочую силу и снижением уровня зарегистрированной безработицы. На 1 декабря 2019 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 10,2 тыс. безработных (на 28% меньше, чем на 1 декабря 2018 г.). Средняя продолжительность безработицы по сравнению с 2018 годом сократилась с 3,4 месяца до 2,8 месяца.

 Число вакансий по сравнению с 1 декабря 2018 г. увеличилось на 14,7% и на 1 декабря 2019 г. составило 90,1 тыс. Это в 8,8 раза больше численности безработных.

Снижение официально зарегистрированной безработицы и рост вакансий обусловили дальнейшее падение уровня напряженности на рынке труда.

Несмотря на позитивную динамику на рынке труда, вопрос создания новых рабочих мест находится на постоянном контроле Главы государства. На 2019 год прогнозные показатели по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места составляли 67 660 человек (значение прогнозного показателя на девять месяцев 2019 г. – 48 900 человек).

За январь-сентябрь 2019 г. по республике трудоустроено на вновь созданные рабочие места 50 352 человека (на 1 452 больше прогноза, или 103% к прогнозному показателю).

В последние годы в стране проделана значительная работа по популяризации и совершенствованию условий осуществления предпринимательской деятельности для действующих субъектов хозяйствования, а также активизации предпринимательских инициатив граждан. По данным Министерства по налогам и сборам, на 1 ноября 2019 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составило 362 745 единиц, или 104% к аналогичному периоду 2018 года.

Ключевая задача на всех уровнях государственного управления сегодня – обеспечение достойного уровня и качества жизни населения страны. Согласно Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является «достижение высоких стандартов качества жизни и социального благополучия посредством развития потенциала и равных возможностей для каждого человека, обеспечения достойного труда и высоких доходов населения, сохранение природных систем для нынешних и будущих поколений».

Подготовлено по материалам Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Автор

admin

admin

Актуально

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 5-51-11

Please publish modules in offcanvas position.