Исходя из своей чудовищной человеконенавистнической идеологии, фашисты возомнили себя сверхчеловеками, сочинили теорию расового превосходства арийцев над неарийцами, присвоили себе право устанавливать новый порядок в мире. С точки зрения фашистской идеологии славяне, евреи, цыгане, а в перспективе и другие расы и этносы должны были исчезнуть с лица земли.
Белорусский народ сполна испил чашу боли, страданий и мучений. Более трех лет Беларусь находилась под фашистской оккупацией, наши соотечественники испытали на себе массовый террор, расстрелы, насилие, издевательства, разрушение городов и деревень. 628 населенных пунктов нашей страны оккупанты уничтожили вместе с жителями. Символом памяти о мирных гражданах, погибших от фашистских зверств, является мемориальный комплекс «Хатынь». На территории Беларуси фашисты создали более 260 лагерей смерти, крупнейший из них – Малый Тростенец. В нем гитлеровцы замучили более 200 тысяч человек. Кровоточащей раной на сердце Синеокой остаются Озаричские лагеря смерти, где бесчеловечным опытам подверглись десятки тысяч детей, женщин, стариков. Наша страна заплатила высокую цену за попытки претворить в жизнь безумные идеи фашизма «демократического» Запада – каждый третий житель Беларуси погиб в Великую Отечественную войну.
Но белорусский народ не покорился врагу. Чувство патриотизма наших людей в годы Великой Отечественной войны достигло наивысшего накала. Стремление отстоять независимость, родную землю, свой домашний очаг было неукротимым. Речь шла о судьбе большой единой Родины – Советского Союза, о том, быть нашему Отечеству или погибнуть. Понимание этого объединило в общей ненависти к врагу и общем порыве людей всех национальностей, различного социального происхождения и положения. В массовом сознании людей того времени доминировал государственный патриотизм, поскольку система ценностей советского общества поддерживалась подавляющим большинством населения. Отсюда и всенародное сопротивление врагу.
Все белорусское сообщество восприняло войну против фашистов как войну отечественную, сплотившись во имя защиты многовековых человеческих ценностей, понятных и близких каждому гражданину. Врагу не удалось создать в нашей стране «пятую колонну», расколоть ее по национальному или религиозному признаку. Уделом же предателей были гнев и презрение народа и, как правило, справедливое возмездие. На территории Беларуси развернулось массовое движение сопротивления.
Народ проявил невиданные стойкость, мужество и самопожертвование. Наши отцы и деды сокрушили фашизм не только лучшими в мире танками, «катюшами», самолетами, но и великими гуманистическими идеалами. Жестокости и вандализму агрессора белорусы противопоставили человечность, величие духа, праведность, массовый героизм. Враги не могли предвидеть, что первым препятствием, о которое разобьется их фашистская армада в своем походе на Восток, будет исторический дух нашего народа, его вера в неизбежный разгром захватчика. А с неизбежностью, как говорят, и боги не спорят.
9 Мая – великий день, священный час. Каждый из нас чувствует неподдельное величие Победы, возносится над миром на крыльях славы своего народа, своей матери-Родины.
Данное событие не поддается никаким историческим сравнениям. И даже по прошествии 70 лет со Дня Победы мы еще не в полной мере осознали масштабность и мировую значимость этого явления. Мысли проносятся вихрем, сердце озаряется великим счастьем, и душа наполняется гордостью.
Правдоискателем слывет среди других народов – народ белорусский. В годы тяжелейших испытаний патриотизм и гуманизм оставались его духовными скрепами. Именно этими качествами белорусы не только оказали ожесточенное сопротивление оккупантам, внесли высокий и неоценимый вклад в общую Победу, но и помогли тем, кого жернова фашистской машины смерти должны были перемолоть в первую очередь. Тысячи наших соотечественников, рискуя своей жизнью, спасали преследуемых евреев. Белорусский народ проявил себя и как народ-праведник, который, несмотря на смертельную опасность, находил в себе силы бескорыстно помочь другому народу. За что в благодарность получил от израильского государства почетное звание «Праведник мира».
Поэтому 70-летие Победы – это торжество, прежде всего, Человека, который в смертельной схватке с силами зла отстоял свое человеческое звание и смысл своего бытия. Словно мы раскрываем книгу беззаветного героизма, в которую наш народ вписал бессмертную страницу истории человеческого рода. И если кто-то в так называемых цивилизованных странах пытается ставить под сомнение, а то и цинично фальсифицировать великий подвиг нашего народа, мы скажем: «Помните, что это наши люди избавили вас от кнута и виселицы, от удушающего газа крематориев, от изуверских биологических экспериментов над людьми и от горьких детских слез. Это советские люди принесли миру освобождение от рабства и угнетения».
Победа в Великой Отечественной войне необычайно высоко подняла международный авторитет Беларуси. Она всегда среди стран, которые искренне заинтересованы в установлении мира и дружбы между народами. Республика находилась в рядах тех, кто основал ООН как организацию объединения, а не разобщения народов и государств. Беларусь стала субъектом международных отношений и активно участвует в строительстве новой архитектуры европейской и международной безопасности после окончания Второй мировой войны.
Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, его любовь к Родине и самоотверженность – вот тот высший нравственный критерий, с которым необходимо сегодня подходить к оценке нашей деятельности.
Старшее поколение, ветераны войны и тыла сначала защитили, а затем фактически из руин и пепла возродили синеокую Беларусь. Разве не должны мы сберечь это достояние, переданное нам дедами и отцами? Именно на нас сегодня лежит ответственность за страну, за ее будущее – и мы должны быть достойны этой ответственности. Уверен, мы никогда не отречемся от подвига наших отцов и дедов и не допустим исторической несправедливости. В этом и есть залог патриотизма белорусского общества.
В то же время необходимо помнить, что патриотизм – это состояние духа, смысл жизни. В вопросах патриотического воспитания мало быть образованной и интеллектуальной личностью, надо быть личностью нравственной. Ведь патриотизм означает не только политический, но, прежде всего, моральный выбор.
Справедливость, взаимопомощь, солидарность, поддержка друг друга в трудную минуту – именно на таких нравственных основах может формироваться патриотическое чувство у молодежи. Именно такие нравственные ценности и являются квинтэссенцией идеологии белорусского государства.
Патриотизм, как глубокое внутреннее чувство, не криклив, не рекламен. Он проявляется в повседневной деятельности человека, тесно связан с таким понятием, как Родина. Вне Родины нет человека, нет гражданина, а есть только перекати-поле. Следовательно, патриотизм – это неотъемлемый признак благополучной жизни человека.
В то же время важно понять, что проблема патриотического воспитания молодежи – это проблема, которая касается всех наших граждан: и молодых, и среднего возраста, и пожилого поколения. Нельзя думать, что фальсификация истории Великой Отечественной войны, героизация фашистских приспешников (коллаборационистов – бандеровцев, прибалтийских националистов, власовцев), которые мы сейчас, к сожалению, наблюдаем, затрагивают умы только молодежи, они оказывают негативное влияние на всех без исключения граждан. Социологические исследования показывают, что нет принципиального различия в иерархии ценностей между молодежью и остальной частью нашего общества. Следовательно, патриотическое воспитание – это не только молодежная политика, а общегосударственная задача, направленная на закрепление исторической правды о Великой Победе советского народа над фашистами в национальном сознании белорусов.
У нас есть все основания гордиться белорусским народом – народом, победившим фашизм, отстоявшим независимость своего государства и стран Европы, восстановившим страну из послевоенной разрухи, выстоявшим в геополитической катастрофе 1990-х годов и превратившим Беларусь в развитое, сильное, независимое, индустриальное и социально обустроенное государство. По своему экономическому, социальному, интеллектуальному и нравственному потенциалу Республика Беларусь способна ответить на любые вызовы современного мира.
Сегодня мы находимся на новом этапе осмысления опыта предшествующих поколений и значения Великой Отечественной войны. Атрофия исторической памяти и национальной гордости недопустима. Наш священный долг – противостоять лицемерию, двойным стандартам, тотальному неуважению к другим культурам.
Под маской примирения и демократии, либеральных ценностей нам подсовывают, например, идею, что героев в Великой Отечественной войне нет. Есть только жертвы, о которых надо скорбеть и почитать. Таким образом, осуществляется попытка стереть грань между добром и злом. Убежден, что все, кому дорога память, понимают, что это бесчеловечно и кощунственно. Современный человек, находящийся в поиске, особенно в период своего формирования как личности, должен иметь возможность соприкоснуться и понять глубокие исторические корни, высокие нравственные принципы и религиозные чувства белорусского народа. Мы обязаны сохранить правопреемственность, что касается памяти об этой войне. В действительности, и к великому сожалению, война не окончена. Наши деды и прадеды защитили мир от уничтожения и подарили нам безопасность и будущее. Теперь наша святая обязанность защитить их от поднимающих голову неофашистов, от забвения и попыток украсть нашу Победу, уменьшить ее значимость и величие.
Вечная память и низкий поклон героям Великой Отечественной войны, павшим за независимость и свободу нашего Отечества.
Николай Щёкин,
член общественного совета при МВД, кандидат философских наук, доцент.