Сергей Леонович родился в деревне Заболотье. И сегодня не забывает свою малую родину, приезжает в старый родительский дом. Родители – сельские труженики. Отец работал пастухом, мама – полеводом в местном колхозе. Сергей окончил 8 классов в Шинковской базовой школе, поступил в Днепропетровский промышленно-экономический техникум. После работал на Липецком металлургическом заводе. Призвался в ряды Вооруженных Сил СССР Липецким левобережным военным комиссариатом. Это было в октябре 1982 года. Полгода проходил службу в 263-й дорожно-комендантской Карпатской ордена Красной звезды бригаде в/ч 43169 в городе Подольске Московской области. В названии «комендантский» – вся суть. Это выполнение комендантской службы: регулировка на маршрутах выдвижения военных колонн, охрана объектов, эксплуатация и обслуживание военной техники. Через полгода ему присвоили звание сержанта, а 12 мая 1983 года Сергей прибыл в часть в Афганистане, в 692-й отдельный дорожно-комендантский батальон 278-й одкбр в/ч п.п. 24026.
Вспоминает Сергей Леонович:
– 16 месяцев довелось прослужить мне на перевале Саланг, самом высокогорном перевале мира. В батальоне было четыре роты: 1-я охраняла и обслуживала Северный портал, 2-я – Южный, 3-я рота охраняла мост вдоль трассы, недалеко от тоннеля. Этот пост так и назывался – «ДП 201» Мост. 4-я рота «ДП 203» стоял в Калавуланге. Саланг связывает северную и центральную часть Афганистана, это стратегический перевал в горах Гиндукуш. Стокилометровая трасса, сжатая горами, вершины которых упираются в облака и вечные снега. В горах, в скалах, пробит глухой тоннель. В 1964 году советские специалисты в районе перевала проложили тоннель длинной 2,7 километра, на тот момент самый высоко расположенный тоннель в мире. Для воюющего Афганистана перевал стал «дорогой жизни». Именно по этой трассе доставлялись грузы из СССР в Афганистан: боеприпасы, продовольствие, гуманитарные грузы…
В день через перевал проходили порядка 50-60 колонн. Колонна – это обычные грузовые автомобили, сопровождаемые тремя-четырьмя единицами боевой техники: БТР, БМП или зенитные установки на КАМАЗах. Кстати, афганские дороги – особая тема... Суровые погодные условия, температура воздуха минус двадцать погубили на перевале немало жизней. Представьте: головокружительные серпантины, скользкие узкие дороги, погодные капризы, когда за полчаса чистое безоблачное небо вдруг заволакивали тучи, и всё вокруг превращалось в снежную круговерть, лавины сносили людей и технику. По статистике, из одной колонны по 2-3 машины летели в пропасть. Это и есть Саланг.
Но если бы только погода... Саланг был одним из самых гиблых мест для советских солдат в Афганистане. Все, кто ехал по этой трассе, видели на обочинах искореженные танки, БТРы, грузовики и… самодельные памятники и обелиски погибшим советским солдатам и офицерам. Душманы на протяжении всех десяти лет войны не прекращали попыток перекрыть эту дорогу. В горах, с их бесчисленными пещерами и подземными ходами, устраивали засады, неожиданно появлялись и бесследно исчезали в подземельях…
Ноябрь 1982 года вписан одной из самых страшных трагедий, которая произошла на Саланге. Это случилось за полгода до того, как я прибыл в часть, и было самой массовой гибелью советских солдат за всё время нахождения в Афганистане наших войск. И самое страшное то, что эти потери были не боевые. Личный состав отравился выхлопными газами техники. Тоннель не был обеспечен системой мощной вентиляции, и в нем периодически происходили несчастные случаи с отравлениями людей. По рассказам старослужащих, в феврале 1980 года произошла первая массовая гибель советских военнослужащих. В результате дорожно-транспортного происшествия в тоннеле остановились колонны. Ввиду скопления работающей техники угарными газами отравились нескольких десятков военнослужащих, скончались 19 человек. К сожалению, трагедия повторилась снова... Общее количество погибших советских военнослужащих составило 64 человека. Количество погибших афганцев неизвестно, предположительно, это 112 человек.
После случившегося движение было только односторонним: сутки – с севера на юг, сутки – с юга на север. По времени – начинали движение в 9.00, заканчивали в 18.00. Тоннель проходили тридцатками – одновременно 30 машин. Спереди и сзади сопровождали УАЗ-469 дорожной бригады. На северном и южном порталах тоннеля дежурили 2 эвакогруппы, бортовой тягач ЗИЛ-131 и гусеничный БТС. Наш личный состав обязательно имел противогазы с гопкалитовым патроном. Перед проходом тоннеля – обязательный инструктаж по его использованию в условиях загазованности. При сильной загазованности проход колонн останавливали на 30 минут. Кстати, тоннель обеспечивала электроэнергией электростанция с четырьмя мощными морскими двигателями. Одновременно работали два, два обслуживались, охлаждались горной водой прямым потоком – на выходе у нас 24 часа в сутки была горячая вода. Ниже рядом с электростанцией – помещение бани. Весь личный состав, а также афганцы – рота трудоармии – там мылись и стирали одежду. Вентиляционные установки, так называемые шахты, обслуживала бригада из 3-5 человек афганцев.
Перед полным закрытием тоннеля в 19.00 с северного портала отправлялась группа саперов с собакой для полного обследования тоннеля и вентиляционных шахт от минирования. Шли пешком до южного портала, обратно возвращались на УАЗ-469 дорожной бригады. После этого входы в тоннель с обоих сторон блокировали БТРы...
В сентябре 84-го, когда до конца службы оставались считаные дни, погиб мой друг – Юрка Попов. Родом он из Воронежской области, деревенский, у матери был один. Подружились мы в учебке, служили в Афганистане недалеко друг от друга. Он в Хинджане – километрах в 20-ти от Саланга. Случилось это в районе Терешковского поворота. Машина, на которой Юра возвращался в Хинджан, не дождавшись колонны, выехала чуть раньше и попала в засаду. Водитель остался жив, а Юра погиб. Так бывает. Вот только стояли с ним, разговаривали, обнимались – Юры нет...
Как-то так… У меня есть награды – медаль «За боевые заслуги». За что получил? За службу. Но я не герой. Я не служил там, где воевала пехота, артиллерия или десантура. Но каждый день службы на чужой земле, на перевале Саланг, где в любую минуту могло произойти всё, что угодно...
Я долго не мог привыкнуть к мирной жизни. А тут – тяжелые 90-е годы… Меня спасли семья и работа.... Сейчас у меня двое детей и трое внуков. Проживаем в Орше. А вообще, всё от самого себя зависит. Хочешь быть человеком, так оно и выйдет... Ребята, с которыми когда-то вместе служил, живут сегодня в разных концах бывшего Советского Союза. Страны больше нет, но сохранилось «афганское братство». Наша память, боль утрат, горе тысяч семей, потерявших своих родных и близких вечны... Правда о той войне сегодня постепенно осмысливается. Всем мирного неба, добра и здоровья. Пока мы помним – мы живем…
Подготовлено по материалам районной организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане».