Уроженец деревни Самоседовка. После окончания Игрушской средней школы Александр Скачок работал механизатором в местном совхозе «Грушевский», параллельно закончил Борисовскую автошколу ДОСААФ, которая готовила водителей для армии. Весенним призывом, в апреле 1978 года, Крупским районным военным комиссариатом Минской области Александра призвали в Советскую Армию. Службу проходил водителем грузовой автомашины ЗИЛ-131 в 120-й зенитно-ракетной бригаде в Брестской области города Барановичи в/ч 96577.
После срочной службы Александр Анатольевич решил связать свою дальнейшую судьбу с армией, поступил в 333-ю школу прапорщиков при Ярославском высшем военно-финансовом училище, которое готовило специалистов финансовой службы для воинских частей армии, авиации и флота. Через полгода учебы был направлен в Краснознаменный Белорусский военный округ город Слобудка Пружанского района, где служил начальником финансового отдела ракетного дивизиона при в/ч 54237.
Александр Скачок вспоминает:
– В то время до нашей воинской части уже доходили сведения о боевых действиях в Афганистане. На службу туда попали и некоторые мои однополчане. В сентябре 1983 года по разнорядке попал в Афганистан и я. Ехал поездом из Минска до Москвы, а из Москвы до Ташкента вместе с другими офицерами, где пересели в военно-транспортный самолет. Приземлились в городе Кабуле. Но в столице Афганистана находился я только двое суток, ждал распределения в воинскую часть. Попал в 1-й трубопроводный батальон 276-ой трубопроводной бригады, в/ч п.п. 38021 город Пули-Хумри провинции Баглан, которая состояла из 3-х отдельных трубопроводных батальонов.
Бригада была сформирована для прокладки, обслуживания и ремонта топливного трубопровода Термез-Баграм. Располагалась в северной части страны, на расстоянии около десяти километров от города Пули-Хумри. Казалось бы, служба совсем не боевая, но не в условиях Афганистана... Подразделения, а точнее гарнизоны насосных станций дислоцировались в разных местах от Хайратона до Баграма, отвечали за определенные участки трубопровода, по которому перекачивалось топливо: керосин для самолетов, бензин и дизельное топливо для автомашин, другой военной техники. Душманы периодически взрывали в разных местах нити трубопровода, повреждали его. Трубопровод охраняли специальные патрульные подразделения. На особо опасных участках были выставлены сторожевые заставы.
Привлекалось для наблюдения за обстановкой вокруг трубопровода и местное население. С жителями кишлаков представители советского военного командования подписывали соответствующие договоры. Афганцы брали на себя обязательство немедленно ставить в известность командиров наших подразделений о готовящихся диверсиях. Мы со своей стороны бесплатно выдавали им топливо, а если была возможность, продукты и медикаменты.
Хоть я и считался начфином батальона, это занимало в условиях реальной войны совсем малую часть моих непосредственных обязанностей. Как старший прапорщик, я регулярно назначался начальником караула по охране военных объектов, периодически выезжал в качестве командира на устранение повреждений нити трубопровода. Происходили стычки, перестрелки с «душманами», которые иногда заканчивались тяжелыми ранениями, гибелью наших солдат, сержантов и офицеров. Однако все мы были верны воинской присяге, выполняли свой воинский и интернациональный долг в условиях боевых действий. К счастью, за время моей службы в Афганистане вражеские пули меня не задели, пролетели мимо. В октябре 1985 года я убыл по замене из Афганистана. Грузовой автомашиной доехал до города Термеза, оттуда до Ташкента. Сел на обычный гражданский самолет, на котором долетел до Минска...
Говорят, у каждого поколения есть своя память о войне. Это память о тех боевых друзьях, с которыми делили банку тушенки, память о тех, кто уже никогда не вернется. У Афгана – тоже своя память, и мы хотим, чтобы эта память жила… 15 февраля мы соберемся, как обычно. Третью стопку выпьем молча, стоя. Вспомним эпизоды, которые вспоминать не хотим. Будем спорить, зачем это было нужно и, как всегда, не найдем ответа. Мы служили и воевали в разных местах Афганистана, в разное время. По возрасту мы не ровесники. И сейчас занимаемся разными делами. Но нас объединяет афганское братство – и это нужно и важно…
После службы в Афганистане старший прапорщик Скачок проходил службу в Белорусском военном округе в/ч 11041 города Боровка Лепельского района Витебской области. В 2002 году закончил службу, работает охранником службы безопасности «Беларусбанка». Женат. Проживает с семьей в городе Лепеле.
Подготовлено по материалам районной организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане».