В свое время молодой парень из Гродненщины и подумать не мог, что судьба свяжет его с Крупщиной.
Отслужив в армии и закончив Гродненский сельскохозяйственный институт, Владимир по распределению попал в Столбцовский район. Дипломированного агронома хорошо приняли, устроили по специальности, и чувствовал он себя вполне комфортно. Но впереди ожидали определенные испытания, и как считает он сам, они во многом помогли сформировать самостоятельную позицию, каким должен быть руководитель.
– Вызвали меня в облисполком и сказали, что направляют в Крупский район директором совхоза, – вспоминает Владимир Иванович. – Никак я не хотел соглашаться, и коллеги отговаривали. На третий раз председатель облисполкома уговаривать не стал, мотивировав тем, что государство меня выучило, мол, работай там, где поручено. Так я оказался в Крупском районе и 16 февраля 1967 года стал директором совхоза «Колос». Вроде и в должности повысили, но…
На то время как раз прошла реорганизация, и совхоз «Бобр» разделили на два хозяйства. Так появился «Колос», который полгода был без руководителя.
– Понятно, что базы никакой практически не было, – продолжает мой собеседник. – Все лучшее осталось в «Бобре». Ну что ж, это и понятно… Там, где сейчас мехдвор ОАО «Кленовичи», был деревенский Дом культуры, нам выделили маленькую конторку. Хозяйство: 17 деревень, несколько тракторов без кабин, о комбайнах даже и речи не шло. И широкое поле для деятельности.
А еще «комфортабельный персональный автомобиль» – орловский рысак Лобзик. «Лошадь, так лошадь», – решил он и взялся за гуж. Ну, уж если так, то и не говори, что не дюж – это не в характере Владимира Ивановича.
И тут хочется зацепиться за слово «характер», ведь без него начинать с нуля при отсутствии финансов, поддержки и со скудными ресурсами крайне сложно.
– Скот почти свели, – вспоминает он, – 500 быков осталось, как их называли – небольшие и рогатые, хотя должно было быть 3 тысячи скота.
– Ну, откормили же, – включается в разговор супруга Владимира Ивановича Ирина Болеславовна, и до 3 тысяч довели поголовье.
– Были очень большие планы сдачи, – подтверждает Владимир Иванович, – и на Ленинград много скота отправляли, быки вагонами, под тысячу.
Это все уже потом, а сначала предстояло вставать на ноги.
– Благо, был у меня главный ресурс – это люди, – отмечает мой собеседник. – Казалось, работали за ничто, но важно, что работали на совесть.
Уже тогда Владимир Кохан осознавал, что руководитель – это не тот, кто только отдает указания. Сам всегда был в работе первый.
– Помню, как травы косили. Норма на одного мужчину – 3 гектара. Я сам с косой, может, три гектара и не выполнял, но около того. Как с ними пойду, так мы по 30-35 соток сделаем, как без меня – соток 15. И постоянно меня старались куда-нибудь отправить, – с улыбкой рассказывает он.
Сейчас, конечно, можно улыбаться, но на самом деле личный пример руководителя был и остается весьма действенной мотивацией для работников.
Постепенно дела стали налаживаться, внимание сконцентрировалось на технологиях, укрепилась техническая база, больше внимания стали уделять удобрениям.
Умение мотивировать людей на труд – такова, по убеждению моего собеседника, была его главная цель. И здесь одного личного примера мало, у людей должна быть стабильная и крепкая зарплата, для чего нужны ресурсы. Вот это уже задача руководителя как стратега, как экономиста, как управленца. А для ее решения необходимо видеть всю картину производства целиком и одновременно каждую ключевую деталь, действовать верно и быстро.
Надо отметить, что такому стилю руководства, который сформировался в «Колосе», Владимир Иванович остался верным навсегда. И всякий раз с неизменным успехом. Возглавлял этот совхоз он 7 лет, и за это время был удостоен высоких правительственных наград: 1971 год – орден Трудового Красного Знамени, 1973 год – орден Знак Почета.
Кстати, название совхоза «Колос» в то время часто встречалось на страницах районной газеты, и это притом, что в районе было аж 29 хозяйств. Орденоносный руководитель и сам писал статьи, рассказывая о своей работе. Причем, достаточно интересные. Давайте кое-что прочтем, ведь там – вся полнота картины и конкретика, которая, что неудивительно, со временем несколько рассеивается.
Итак, в статье «Что принес нам год», которая вышла в первом номере районной газеты «Ленінскім курсам» в 1972 году, Владимир Кохан писал: «Вот и прошел он, 1971 год, год-труженик, год-созидатель, год побед и достижений, широкого соревнования за успешное осуществление решений исторического XXIV съезда КПСС, за увеличение производства продукции сельского хозяйства. Что принес он нам, чем был знаменателен для тружеников полей и ферм нашего совхоза «Колос»?
Поскольку хозяйство специализируется в мясном направлении, начну с производства говядины и свинины. За 1971 год на сто гектаров сельскохозяйственных угодий мы получили 121 центнер мяса, в том числе 96,3 центнера свинины на сто гектаров пахоты. Прирост говядины и свинины в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил в расчете на сто гектаров сельхозугодий и на сто гектаров пахоты соответственно 18,3 и 45,4 центнера. Среднесуточный привес головы КРС доведен до 577 граммов, свиней – до 454 граммов. О развитии мясного животноводства в хозяйстве можно судить по росту прибыли, которую мы получаем почти исключительно от этой отрасли. Например, в 1967 году, когда был организован совхоз, прибыль составляла 83 тысячи рублей, в 1970 году – 237 тысяч. За 1971 год будет приблизительно 300 тысяч рублей. Количество откармливаемых свиней за это время удвоилось. Их отправляем на заготовительный пункты почти всех жирной откормленности.
Совхоз неплохо оснащен техникой. Наиболее трудоемкие процессы во всех отраслях сельскохозяйственного производства механизированы.
В полеводстве отдаем предпочтение звеньям по выращиванию культур, за которыми закрепляем определенную технику, прицепные приспособления. И количественно, и качественно возросло производство органических удобрений. Широкое применение на наших полях нашла аммиачная вода, которая дает значительную прибавку урожаю. Зерновых в первом году новой пятилетки собрали на круг по 22 центнера с каждого гектара, что почти на 10% больше, чем в 1967 году.
Известно, что интенсивно развивать животноводство невозможно без прочной кормовой базы. За последние годы мы улучшили кормовые рационы за счет увеличения количества собственных концентратов. Одновременно повышаем продуктивность лугов и пастбищ, внедряем прогрессивную технологию накопления кормов.
Важным условием дальнейшего развития животноводства является обеспечение поголовья помещениями с полной механизацией трудоемких процессов. Именно этому уделяем значительное внимание. Проведена реконструкция третьего помещения свинарника на 500 голов, в нем установлены необходимые механизмы. На Шатьковской ферме реконструирован откормочник на 250 голов КРС на механизированной основе. Планируем начать строительство комплекса по откорму крупного рогатого скота на 1000 голов, который будет введен в строй до конца пятилетки.
Откорм свиней проводится на ферме в Старом Бобре. Здесь все три помещения механизированы. Из механизмов установлен комбайн по запариванию картофеля, мойка, насос для подачи кормов по трубам, кормозапарник, есть гидросмыв. Но главное решают люди. Тут сложился трудолюбивый коллектив животноводов, который выполняет и перевыполняет взятые социалистические обязательства. Наша задача – до конца пятилетки иметь в расчете на сто гектаров сельскохозяйственных угодий 160 центнеров мяса. И это нам под силу».
Ничего удивительного, что человеку, который смог так эффективно организовать процесс сельскохозяйственного производства, предложили повышение, – Владимира Ивановича назначают начальникам управления сельского хозяйства райисполкома. Правда, как признается он сам, пробыл он в должности только два года – все-таки он больше хозяйственник, хочет работать непосредственно на земле.
– И я отпросился, – с улыбкой рассказывает он.
На то время стало вакантно место директора экспериментальной базы «Эсса», которой он в итоге руководил 15 лет. Принципы все те же – стабильный доход тружеников и принципиальный спрос. Дела шли хорошо по всем направлениям, и люди были довольны, ощущая поддержку руководства во всем: от обеспечения комбикормами до помощи техникой для подсобных хозяйств.
– Помню, как люди, когда я уже был на другой работе, во время приездов должностных лиц из райисполкома говорили: «Верните нам нашего директора». Конечно, приятно, что понимали и ценили мое отношение, – рассказывает Владимир Иванович.
В то время должность председателя районного комитета народного контроля была выборной, вот на нее и избрали Владимира Кохана. Правда, вскоре ее и вовсе упразднили, а Владимира Ивановича избрали председателем Холопеничского сельисполкома.
Через два года он решил изменить свой профессиональный путь, поступило предложение от руководства нового предприятия – СП «Минский мебельный центр».
– Я сразу сомневался, ведь специалист не из этой отрасли. А мой непосредственный начальник сказал: «Мне нужен хозяин, а снабжением будем заниматься мы». В итоге организовали хорошую фирму, где я проработал 14 лет. И дисциплину пришлось налаживать, и убеждать руководство поднимать зарплату. Крепкий коллектив был и крепкое производство.
Действительно – хозяин. Это слово очень подходит к личности Владимира Кохана. Мы беседовали в его уютном и добротном доме. Поздняя осень – а подворье утопает в цветах, множество их и в комнатах. Это уже забота Ирины Болеславовны, его верной спутницы жизни. Спрашиваю у нее:
– Какой Ваш супруг был руководитель?
– Принципиальный, – не задумываясь, ответила она. – Если сказал, чтобы было сделано, значит, должно быть сделано!
Конечно же, она знает, ведь и работали многое время рядом. Трудилась она и в бухгалтерии, и в диспетчерской управления сельского хозяйства, младшим зоотехником и главным бухгалтером. Заметив мое удивление, сказала:
– А что делать, надо было приспосабливаться к обстоятельствам.
Приятным, интересным и содержательным получился наш разговор. Действительно хозяева – грамотные, ответственные, рачительные. Всю жизнь трудились, вырастили достойных детей, оставили свой заметный след в истории Крупского района, Минской области и всей нашей страны.