Внимательный взгляд, степенный разговор, точность в деталях, датах и цифрах – сразу видно человека с характером, который привык к четкости и порядку во всем. Про таких говорят – математический склад ума.
Так оно и есть. Феоктист Сергеевич Кукин всю свою трудовую деятельность преподавал школьникам математику и физику. На своем долгом жизненном пути он никогда не сдавался и не опускал руки, это и поддерживало его в различных ситуациях, которых за сто лет было, конечно же, множество.
Родился Феоктист Сергеевич 17 января 1923 года в Гапоновичах.
– В 1930 году пошел в первый класс Гапоновичской начальной школы, – вспоминает он. – Там я 4 класса окончил, затем учился в Крупках в белорусской школе, сейчас она № 1. Как раз перед войной окончил 10 классов, учился хорошо, любимый предмет был математика.
Активному парню доверили быть секретарем комсомольской организации в колхозе Ленинец (после войны – им. Ленина). В Каменской МТС получил специальность тракториста.
Впереди были грандиозные планы, Феоктист собирался поступать в военно-морское медицинское училище в Кронштадте. И уже практически собрались со своим другом Яковом Гуревичем. Но… началась война.
– Мои документы были у Гуревича, – рассказывает Феоктист Сергеевич. – А он жил на станции Крупки. Тогда в спешке его посадили в поезд и отправили, а я остался. Уже позже родители друга привезли мне аттестат. Хотел перейти линию фронта, когда она была под Оршей, но не удалось, так и остался в оккупации. Перед самым отступлением немцев попал в плен, так оказался в Восточной Пруссии. Там мы вместе с одним парнем рискнули на побег, и нам удалось. Потом присоединились к стрелковому подразделению.
После Победы Феоктист Кукин поступает в трофейную бригаду, которая тогда занималась демонтажем авиационного завода – были необходимы трактористы. Там ему довелось поработать на знаменитом Бульдоге (Bulldog – один из самых популярных немецких тракторов).
– На пилораму лес возил, где пилили на материал для упаковочных ящиков, – рассказывает он. – Больше года прослужил в трофейной бригаде, но потом пришлось комиссоваться. Надо было загнать Бульдога в другую часть, ехать было далеко. От усталости я на секунду задремал, трактор перевернулся в кювет, стал и заглох. Через поле направился за помощью к бауэру. Чувствовал боль в левой ноге, но шел через нее, знал, что надо. В конце концов, сумел доставить трактор по месту назначения. С серьезной травмой ноги попал в госпиталь, там подлечили, но в бригаде оказался уже не нужен.
Вернулся Феоктист Сергеевич в родные Гапоновичи.
– Меня уговаривали идти учителем в школу, – продолжает он. – За Ухвалой 7 километров в Гибайловичской, как еще называли Ягодской, начальной школе. Десятиклассница Трус Анна Федоровна была директором, вела первый и третий классы, а мне второй и четвертый дали. Заочно поступил в Оршанский двухгодичный учительский институт по специальности математика и физика с правом преподавания в семилетней школе. Позже, тоже заочно, закончил Минский педагогический институт, и теперь уже мог преподавать в средней школе. Меня назначили учителем математики Ухвальской школы. Как раз в это время моя будущая жена, Ольга Петровна, окончила Борисовское педучилище и ее тоже направляли в Ухвальскую школу. Но она не захотела туда, и я не поехал. Несколько лет работал учителем и директором Каменской семилетки. Председатель колхоза предложил открыть в Гапоновичах семилетнюю школу. Помню, что расположилась она в трех зданиях.
Там Феоктист Сергеевич был директором, завучем, учителем физики и математики. Более 20 лет отдал этой школе.
Председатель районного совета ветеранов-педагогов Валентина Ивановна Скварковская вспоминает, что в то время очень активно практиковался обмен опытом между педагогами, ездили в разные школы, проводили открытые уроки, методические семинары. Так вот, она рассказала, что Феоктист Сергеевич очень часто давал открытые уроки, коллеги к нему прислушивались, у него были интересные методические подходы.
Какое-то время он поработал и в Игрушковской школе.
А на заслуженном отдыхе вернулся в техническую стезю.
– Пришел Гриша Комаров, предложил поработать помощником комбайнера, – рассказывает он. – Поехали, показал комбайн, я согласился. И мы на «Ниве», где жатка 4 метра, обошли «Дон» с пятиметровой жаткой. Затем назначили заведующим сушильного хозяйства, агрегаты в Масленке и Гапоновичах были, и я на мотоцикле ездил.
Видно, что Феоктист Сергеевич привык, что во всем должны быть точность и порядок. Очень любит свой дом в деревне Леваново, и сейчас стремится туда летом, а на зиму забирают к себе дети. Кстати, столетний юбилей праздновали в большом семейном кругу. С супругой воспитали четверых детей, дали им образование. У него 8 внуков, 13 правнуков. Всего самых близких больше 30 человек получается.
Хочется пожелать юбиляру крепкого здоровья, чувствовать себя счастливым человеком того самого возраста, в котором можно дать своим внукам и правнукам ценный совет, основанный на целом вековом опыте! Ну разве это не здорово?!