Родом наша героиня из деревни Лебедево. С улыбкой говорит:
– Местная я. На Крупщине родилась – здесь и сгодилась. Село красивое. А лесничовка там – ох, и красота! И кедровые орехи в мою бытность росли, а цветы какие!
До начала Великой Отечественной войны Анна окончила три класса:
– И вся учеба. Пошла работать: и лес сажала, и в колхоз ходила – сено сушила, свиней, гусей пасла. А тут война…
События лихолетья по сей день не стираются из памяти Анны Степановны:
– Видела, как евреев сжигали. Папа в тюрьме сидел, сестра – в концлагере. Еще одна сестра – в партизанах была, погибла… Вела отряд – в нее разрывная пуля попала. Похоронили в братской могиле. Потом на дороге ее гребешок для волос нашли – с красным и зеленым сердечками… Страх, словом… Слава Богу, всё пережили… Война закончилась. Папа вышел на прежнее место работы – лесником-объездчиком. Сестры тоже работали. Начали потихоньку строиться. А я? Работала, как и все. Замуж вышла.
Прошу рассказать историю знакомства с мужем. Анна Степановна улыбается:
– Знакомая посоветовала мне своего двоюродного брата. Василий его звали. Судьбе его не позавидуешь – немцы всю его семью сожгли. Сестра парня воспитывала, в армию отправила. А потом и нас поженила. В сваты пришли – всё как надо быть. Мужа все Василием Теркиным величали – каждому на помощь шел. И гармонь у него была – зелененькая, а как же! Ягод насобирал в лесу, продал, на вырученные деньги музыкальный инструмент купил. Гармонь и сейчас у дочки должна быть.
Анна Степановна задумчиво всматривается в окно, замечает ожившую бабочку на шторе – значит, весна пришла. И продолжает свой рассказ:
– Васи уже 35 лет как нет в живых. За годы совместной жизни в нашей семье всякое бывало. Так это ж жизнь… Двоих детей вырастили. Татьяна в Крупках на Заречной улице живет. Каждый день – у меня. Говорит, что от меня ей мой заряд бодрости передается. Чувствует она себя на 18 лет – старается годам соответствовать. И это ж здорово (смеется)! Леонид – на Украине. После окончания вуза, во времена Союза, он в Киев на отработку попал. Потом его перенаправили работать на Запорожскую АЭС. Так и остался там с семьей. А еще у меня внуков четверо, правнуков семеро. Во какое богатство!
Интересуюсь:
– А как в Крупках-то оказались?
– После войны лесничовку разобрали, – вспоминает Анна Степановна. – Переехали в райцентр. Это теперь улица Беляева. А раньше хутор был – Смолярня назывался. Тут всего-то четыре дома жилых стояли, смолзавод работал. Земля военному лесхозу принадлежала. Так и поселились здесь – посреди леса. Дочка теперь вспоминает: была маленькая – и сосны в ее рост. А сейчас деревья высокие, шумят и от ветра гнутся. Через дорогу тогда лоси переходили – делали это смело, как родные, ничуть не боялись человека. Да, вот так времена были…
Смотрю на Анну Степановну. В глаза бросаются натруженные руки.
– Так ведь более трех десятков лет на железной дороге отработала – контролером проезда и монтером пути,– рассказывает ветеран труда. – В общем, встречала и провожала поезда на остановочном пункте «Новая жизнь». А движение еще то! Будка на переезде стояла. На моем дежурстве крушение грузового поезда произошло… О работе много можно говорить. Начались сокращения, в Красновке работала. Надо сказать спасибо дистанции пути города Борисова – не забывают меня, с каждым праздником поздравляют. Вот и к весенней дате открытка уже пришла. В нашей семье ведь как, что ни дата на календаре, то семейный праздник. А что касается 8 Марта – то это мой день (смеется). Вот и 90 стукнуло! Вступила в третью фазу возраста: я сегодня чудесно выгляжу!
Эта фраза вызвала общие улыбки. Анна Степановна на полном серьезе продолжает:
– Счастлива ли я? Конечно! И очень даже! Свою птицу счастья я поймала. Столько лет жизни за плечами! Вся история района на моих глазах произошла. Порой сяду, призадумаюсь: по моей жизни можно книгу написать. На все происходящее стараюсь смотреть позитивно: что было – то было, чему суждено – то произойдет. Так что, нужно ловить прекрасные моменты и брать от жизни всё, что можно. Девять десятков лет в паспорте? Ну и что! Счастью это не помеха. Это не прожитые годы – это состояние души. Женщина молода до тех пор, пока ее любят. А меня любят – и я это чувствую. Так что, вперед – навстречу весеннему пробуждению!