Днями в редакции раздался звонок. Сельчанка представилась, сказала, что она из деревни Великий Лес. Заметила, что недавно мы писали в районке про арбузных дел мастера. Предложила приехать еще раз – в гости к семье Прокопенко. Тут же словами нарисовала картину: «Тут столько георгинов, вы такого и не видели! Приезжайте, посмотрите сами и расскажите другим людям. Буду рада, если вам понравится – должно понравиться!»
Предложение заинтриговало. Не откладывая, едем в Великий Лес. Хозяйка, Татьяна Евгеньевна, встречает нас у калитки дома. Заметно волнуется и скромно говорит:
– Ой, придумали ехать. Даже и не знаю, чем вас удивить. У нас всё по-простому – по-деревенски…
В глаза бросаются шикарные кусты гортензии.
– Гортензии у меня разных сортов, – рассказывает Татьяна Евгеньевна. – Рододендроны цвели в этом году. Все цветы заказываю по каталогу. Вот азалия разных цветов.
Идем по аллее из георгинов и астр. Хозяйка по ходу показывает:
– Участок у нас двойной. Мамин дом и наш – посреди грядки, клумбы, газон. Это мои георгины. Кустов – больше сотни. А это бахча. Хотела вас угостить арбузом – все зеленые…
Разноцветные георгины на солнце переливаются в каплях утренней росы – ярко и красиво… Татьяна Евгеньевна берет в руки одну цветочную головку, другую:
– Все – совершенно разные, несмотря на внешнюю схожесть. Георгины требуют внимания. За ними ухода больше, чем за картошкой. Картошку за два часа выкопал – и забыл. А георгины две недели выкапываем. Их нужно высушить, каждый клубень подписать, завернуть, в коробочку поставить и при определенной температуре хранить. У меня около 70 сортов растет. Вот красавица Лагуна, вот величественная Императрица. Многие от мамы остались – так что не скажу, как называются. С соседкой часто меняемся сортами.
От цветочного изобилия на подворье разбегаются глаза. Спрашиваю, какие цветы самые любимые. Татьяна Евгеньевна самую малость призадумалась:
– Они для меня все по-своему красивые. С весны как начинают цвести – и до заморозков. Задают тон крокусы, потом – гиацинты, тюльпаны, нарциссы, пионы, ирисы, лилейники. За ними – ромашки, георгины, астры, розы… Откуда такое чувство? Цветами мой дедушка Тимофей увлекался – цветовод еще тот был! Мама очень любила цветы. Сестра в Красновке живет, тоже этим увлекается. Так что, у нас это наследственное. Цветы – это моя жизнь! С нетерпением ждешь весны, чтобы увидеть их во всей красе. Потом заботишься о том, чтобы они зиму перезимовали. И снова – в ожидании следующей весны. Хочется жить ради цветов. Это радость для души…
Муж Петр Владимирович увлечение жены всячески поддерживает.
– Что бы я без него делала? – улыбается Татьяна Евгеньевна. – Он же ямочки выкопает, удобрение положит, польет, кустики цветочные расставит. Я только землю разровняю. А потом еще польет да прополоть поможет. Всё вместе делаем – не иначе.
– Голубику выращиваем. Персики посадили только, – перечисляет и показывает Петр Владимирович. – Груши, яблони, черешня есть, морковь, свекла – всего понемногу. Нам хватает. А еще помидоры, огурцы. Перцы вот уродили – сорта «Золотой формат», «Золотой телец», «Ажур». Кабачки – белоплодные. А это у нас тыква «Банана» выросла. Это занятие больше жене по душе. Для меня же куда интереснее картошкой заниматься да арбузы выращивать. Последние особенно радуют, если урожай есть. Этот год, к сожалению, не впечатлил. Арбузов немного, зато весом взяли. Сняли один весом в 12,5 килограмма. Еще такой же на подходе – ждем, когда созреет. Как сказала Татьяна, всё делаем вместе. В хозяйстве, как гласит народная мудрость, один в поле не воин. Энтузиазма и желания хватает – вперед за дело!
Разговариваю с ней и думаю: всё начинается с любви к месту, где ты родился. Татьяна Прокопенко – из Великого Леса. С мужем в Минске жили и работали. Ушли на пенсию, переехали в деревню. Нашли себе занятие по душе. Как это прекрасно!