Опытному работнику была вручена Почетная грамота Минского ГПЛХО за многолетний плодотворный труд в лесной отрасли, большой личный вклад в развитие лесного хозяйства. А этого у Валерия Николаевича не отнять. Десятилетия его безупречной службы лесу подтверждены Знаками, которыми награждают лесных стражей со стажем в 10, 20 и 30 лет.
По сути дела Валерий Златкевич – свидетель весомого отрезка развития отрасли и профессии лесника. Человека, который занимается на практике охраной и защитой, посадкой леса – ценнейшего ресурса нашей страны.
– Я помню еще время, когда Крупское лесничество располагалось возле административного здания нашего лесхоза, – рассказывает он. – Это было строение на две половины, одна из которых жилая, а вторая контора. Именно там на работу меня принимал один из первых лесничих Крупкого лесничества Владимир Емельянович Данилов. После окончания Борисовского ПТУ № 42. Выбрал эту профессию, потому что родился и вырос в Наче, которая славится красотой природы. Грибы, ягоды, речка возле дома – пойдешь на рыбалку, наловишь рыбы и грибов наберешь. Лес кормил, и я ему был благодарен за это.
Здесь, в Крупках, Валерий проходил производственную практику. Лес, который той весною был посажен будущим выпускником лесной школы, сегодня в возрасте проходных рубок. Рассказывает, что ель сажали тогда с помощью лесопосадочных машин.
– Интересный факт, – отмечает лесник. – Сегодня многие процессы в лесной отрасли полностью механизированы, объемы переработки древесины такие, что лет тридцать назад казались за гранью фантастики. А вот посадка леса при помощи машин наоборот – в наше время редкий случай. Чаще всего это ручной труд, и единственный помощник человеку в этом деле – меч Колесова. Объяснение есть: лес сажаем там, где пни, валы – местность проходимая, но малопроездная.
Начинал профессиональную деятельность Валерий Златкевич с работы сучкорубом. Но уже спустя месяц ему предложили должность лесника. Год проработал – и в армию. Мужчина подчеркивает, что даже мысли у молодежи тогда не возникало: идти или нет долг Родине отдавать?
С улыбкой замечает:
– Девчата ведь не любили парней, которые в армии не были. А вернулся потом со значками – что ты!.. Но после срочной службы меня в Крупках не только девушки ждали. Лесничий и мастер Геннадий Дулис домой пожаловали, чтобы звать на работу. И позже Геннадий Станиславович был у меня в профессии наставником. Дружим и общаемся с ним до сих пор.
Тогда обход Валерия Златкевича был в Крупках. Там, где сейчас ДРСУ и горгаз.
Вспоминает, что лесники в то время выполняли не только работы по лесовосстановлению, но и были лесозаготовителями. Рабочих как таковых в лесничествах не было.
– Ответственный подход к работе всегда ценился, – рассказывает он. – А работой я жил. Через год-полтора – я уже мастер. И в этой должности работал лет 17. Комплексно работали. Шесть лесников и мастер – один мастерский участок. А в нашем лесничестве было три таких бригады. Допустим, давали квартальное задание по хвойной лапке – 60 тонн на лесничество. И мы распределялись. В одном месяце 20 тонн, к примеру, заготавливал мой участок, в следующих – Геннадия Дулиса, Леонида Хорова из Козубца. И так квартал отбывали. В Денисовичах тогда был завод по переработке хвойной лапки в муку, которая была кормовой добавкой в рационе крупного рогатого скота. Расценка на лапку тогда была хорошая. И мы, лесники, этот завод снабжали сырьем.
Был план и по хозяйственному колу. В квартал на лесничество 3 тысяч кольев. Также, как и хвойную лапку, делили его выполнение на бригады. Требования к этому виду продукции были четкие: материал – сосна, длина – три метра, диаметр 5-8 см. Готовили кол на прочистках. Соответственно, выносить из леса его приходилось вручную, и вручную грузить на технику. Хапом такую «мелочь» не возьмешь.
– И лесовозы тогда бригады отпускали. По три человека грузили. Один с ломом, два с крючками. Метод на погрузке использовался тросовый. Лесники накатывали лес на трос, и только после этого машина тянула его на себя. Лесовозы имели загрузку по 10-12 кубов (сейчас для сравнения, 40-50). В основном это были ЗИЛы 130-е. Чуть позже в воинской части купили 131-й ЗИЛ и 157-й. И их было на балансе лесхоза немного. Не то что нынешний автопарк (улыбается), где тебе и МАЗы, харвестеры и форвардеры, тракторы и т.д. Древесину тогда чокерами трелевали. А конем – жерди, подтягивая их к дороге. К слову, конная трелевка и сейчас еще есть в расценках. Хотя лошадей лесничества давно не держат. Сложнее всего было зимой работать, когда каждое дерево, прежде чем срезать, нужно было откопать от снега лопатой. Потому что высокие пни не оставишь. Работа была налажена так: один откапывает, второй поддерживает дерево специальной вилкой, а третий валит – труд для сильных физически и духом...
Что еще изменилось в работе лесника к нашему времени?
– Конечно, сейчас заготовки древесины и посадок, работ по уходам значительно больше, – отвечает на вопрос наш собеседник. – Однако большинство видов работ механизированы. К примеру, машина сама валит лес, сучья обрезает и вывозит. Один человек справляется. Только контроль. Но и для этой цели минимум человеческого участия – у оператора в кабине располагаются все контролирующие процесс датчики. Лесники же преимущественно уходами занимаются. Но и тут в помощь современная техника – не топоры и пилы «Дружбы» и «Урал», которые весили 12 и 16 кг соответственно, а мотокоса. Есть в арсенале лесхоза для рубок ухода и небольшой харвестр «Vimek», навесные агрегаты. Отводы делаются при помощи планшетов со спутниковой навигацией. Даже пожары мы отслеживаем на экране компьютера с помощью системы видеонаблюдения…
Да, работа все равно не из легких. И именно поэтому случайные люди в отрасли не задерживаются. Но те, кто остается – живут делом.
– Так было всегда, – говорит Валерий Николаевич.– Как бы сложно не было, стаж работы у многих коллег был по 25-30 лет. А про себя скажу, что однажды пробовал уйти из отрасли. И даже уехал на заработки в 2000 году. Но вернулся назад. Понял, лес меня тянет какой-то особенной силой. Я бы и сегодня продолжал работать, но, к сожалению, здоровье диктует свои правила. Буду привыкать к новому укладу жизни, когда спешить никуда не нужно, а день начинается с хлопотов на собственном подворье. Чаще стану ходить на рыбалку.
А молодежи Валерий Николаевич пожелал трудится на совесть. Так, как трудилось предыдущее поколение. Быть преданными выбранному делу, и чтобы оно дарило чувство удовлетворения. Была уверенность, что ты действительно на своем месте и что тебя ценят как работника и специалиста. И чтобы хотелось работать с максимальной отдачей.