Очень волнительный разговор состоялся у нас с крупчанкой Валентиной Васильевной Бруй. Она поведала трагическую историю своей семьи – с болью, с горечью, которую не притупляют годы.
– 80 лет назад, 24 июня 1944 года, за несколько дней до прорыва блокады на озере Палик, фашисты зверски расстреляли моего деда, партизана Михаила Короля, мою бабушку Александру и четверых их детей: четырнадцатилетнюю Ольгу, девятилетнюю Татьяну, пятилетнюю Софью и трехлетнего Мишу, – рассказывает моя собеседница со слезами в глазах и дрожью в голосе. – Все они покоятся в одном захоронении в деревне Боровляны недалеко от Палика. Старшая Ольга закрыла собой маленькую сестричку Раю, которой, тяжело раненой, суждено было выжить, пролежав 7 дней в болоте. Без слез невозможно читать ее воспоминания «Жажда жизни», которые она написала в 1984 году с подробным рассказом об этой трагедии.
Валентина Васильевна принесла с собой эти воспоминания – рукопись на 13 листах. О том, как зверствовали фашисты, о том, как партизаны пытались спасти свои семьи, сопровождая их в более-менее безопасное место, как попали в засаду, женщины и дети пытались спрятаться под выворотнями, а немцы безжалостно стреляли по ним в упор. Действительно, читать без содрогания нельзя.
– Только с возрастом я поняла, с какой болью в душе жил мой отец, тоже участник войны, потеряв в одночасье своих родных, – продолжает Валентина Васильевна. – Мы семьей всегда посещаем то святое место, где покоятся родные нам люди, которых мы никогда не видели. Стоя перед скромным памятником, я вспоминаю слова нашего Президента, что эти изверги должны стоять перед нами на коленях, не поднимая глаз, за те злодеяния, которые они творили на нашей земле. Но память у них короткая, судя по всему…
Мы долго говорили о том, как хрупок сейчас мир, о том, что надо всеми усилиями стараться не допустить войны. А для этого надо еще и еще раз показывать ее последствия, то, через что прошли люди в страшное лихолетье.
– Судьба дедушки Михаила уникальна, – отмечает Валентина Васильевна. – За свою короткую жизнь ему довелось воевать с немцами на фронтах Первой и Второй мировых войн. В 1916 году молодые и здоровые новобранцы из Минской губернии очутились в Москве. В архивах отца сохранилась газета «Советская Белоруссия» 1957 года, где в статье «Куртинское восстание» описывалась судьба моего деда. Трудно поверить, что в августе 1916 года лучшая по своему составу русская дивизия, куда попал мой дед, через Архангельск по морю, была отправлена во французский Брест на помощь союзникам на немецкий фронт, на войну в чужую страну. По воспоминаниям участника тех событий и земляка Михаила Смоляра, русских бросали на самые трудные и опасные участки фронта впереди французов. Штыковыми атаками, выбивая немцев из окопов, преодолевая проволочные заграждения. На долю моего 22-летнего деда выпали нечеловеческие испытания, восстание против произвола командования с требованием возврата на Родину. С большим волнением в 2016 году я смотрела документальный фильм «Затерянные во времени» российского военного корреспондента Александра Слабкова, посвященный 100-летию тех событий, документальные съемки дивизии на марше, вглядывалась в лица солдат, ища родное лицо своего деда, которого я видела только на стареньком фото. Дедушке удалось чудом выжить и только в 1920 году вернуться на родину, возвратиться к мирной жизни.
Была в папке с документами Валентины Васильевны и копия упомянутой ею статьи с рассказом очевидцев, там было написано и про ее деда.
Наша встреча оставила много эмоций, мы как будто пережили те трагические события давних лет. И здесь нельзя не сказать о том, что в тех семьях, где так бережно хранится память – листочек к листочку, документ к документу – будут расти дети, понимающие цену миру.