Днями он отметил свой 80-й день рождения. В памяти – каждый рабочий день. А трудовой стаж у Константина Максимовича немалый. Как он точно подмечает, 45 лет и 6 месяцев.
– Родом я из деревни Козубец, – рассказывает Константин Максимович. – До 20 лет там жил. А потом пошло-поехало… В школу в Щавры ходил, образование – семь классов. Пошел в колхоз работать. От военкомата предложили на водителя выучиться. Потом в армию призвали. Отслужил – и снова в колхоз. Так водителем и проработал. Все три категории открыты. Первая моя машина ГАЗ-51. Техника – хорошая. ГАЗ-52 – еще лучше. ГАЗ-53 – вообще супер: двигатель сильнее, скорости не боялся, кузов больше. Последние 14 лет перед выходом на пенсию на автобусе работал, людей на комплекс возил.
Кстати, животноводческий комплекс оказался связующим звеном в личной жизни молодого человека:
– Здесь красивая доярка Нина работала. Так и познакомились. В Щаврах в то время клуб был – на танцы ходили. Потом поженились. Дом построили. Вместе 58 лет уже – солидный стаж. Троих детей вырастили и воспитали. Дочь старшая Люда. Она учитель по образованию, в Хотюховской школе работает. Сыновья Алексей и Владимир в Минске живут и работают. Один – водитель троллейбуса. Второй – на автозаводе на погрузчике. В общем, все водители. И дочка машину водит. Жена вот только науку эту не усвоила (улыбается).
Вся жизнь Константина Горбачева – в дороге:
– Что делал? Всё, что скажут. Рейсы по району, в Борисов, Минск. Всё ж возили: комбикорм, муку, траву, торф, сенаж. Уборка, посевная. Лен в то время вручную брали, брикет привозили – надо ж было высушить лен. Работы хватало. Жили весело: доярки с работы поздним вечером с песнями возвращались…
Десятки лет за рулем. За годы труда Константин Максимович три новых машины получал. Вспоминает:
– Поколесил по свету: в Украину четыре раза «сходил». Туда картофель, доски возил. Обратно – траву, горох брали. На Россию за удобрениями ездил – в город Дорогобуж, это за Смоленском. А Беларусь так всю изъездил. Разве что в Брест не довелось попасть. В Гродно, Могилев, Кричев – за удобрениями, шифером, цементом ездил. У меня ж самосвал был – дел хватало. Не помню, когда мне выходные выпадали. Приехал, переночевал – и снова в путь. Мы с женой – на работе. Дети – в детский сад ходили. Так и шла жизнь – всё своим чередом. Я трудился при Михаиле Егоровиче Радушкевиче, Степане Николаевиче Буром – хорошие руководители. При мне Анатолий Станиславович Козел в хозяйстве работал – зоотехником. Я его на автобусе возил. Жена его – в конторе работала. Да, есть что вспомнить…
Ветеран труда говорит, что работать было интересно. Техника не подводила. Дети гены переняли. На памяти – интересные случаи:
– Как-то раз автобус заглох. Алексей ночью его отремонтировал. Утром я встал – автобус завелся. И так было всегда: я домой – дети уже около машины вертятся. Помню, пригнал новый самосвал из Саранска. Решил всё сам пересмотреть. Брезент расстелил, вижу: пацанята тут как тут, помогают. А им два и три года на то время было.
Супруги Горбачевы гордятся своими детьми:
– Они нам помогают. Алексей вот печку нам сделал. Мы – богатые дедушка и бабушка. У нас внучка и четверо внуков, правнук и правнучка. Род Горбачевых продолжается!
Затронули тему бытовую.
– Раньше хозяйство держали: по двое-трое свиней, две коровы, конь был, – говорит хозяин. – Делянки бураков колхозных пололи, чтобы сена дали. Всей семьей пололи, убирали, вывозили. Теперь только куры остались да огород в 15 соток. Чем занимаемся? На пенсии мы. На улицу выйдем, на скамейке посидим. По дому что-то делаем. Вот отопление решили провести – решаем вопросы. Я ведь всё время вспоминаю, как мы работали. По профессии – водитель. И за грузчика приходилось быть. Хорошо, когда комбикорм в кузов из бункера сыплется. А попадало, что его самому на ленту нужно было бросать. И руками намашешься, и баранку накрутишься… За всем – строгий контроль был. Я как-то вез от комбайна зерно. В кузове только сзади борт открывался. Машину трясануло – борт и открылся. Я не заметил, как зерно просыпалось. Председательствовал тогда Иван Казимирович Матусевич. Приезжает он и говорит: «А что ты, Горбачев? Ну-ка, убирай зерно». Я давай собирать…
Напоследок спрашиваю:
– Сколько километров накрутили?
– В год минимум 30-35 тысяч на спидометре. Помножить на 45,6 – вот вам и километраж. Я вам скажу, это немного. Не всё ж время рейсы были… А знаете, изначально мы с другом в Новолукомль хотели идти работать. Там тогда только стройка большая начиналась. Зима на дворе. Нам сказали, что до весны работы нет. Казимирович каким-то образом прознал про наши замыслы и заявляет: «Никаких! Я тут вам работу дам». Вот и весь сказ…