Сидим на скамейке под тенью шикарного клематиса. Вообще, вокруг много цветов – сразу видна творческая натура хозяина. И позже я в этом убедилась неоднократно. А пока мастер-класс от Ивана Горбацевича – плетем корзинку из проволоки.
– А вообще, сложно освоить такую науку? – спрашиваю я.
– Как вам сказать? Чтобы сделать первую корзину, придется запастись терпением, – отвечает Иван Григорьевич. – Это занятие кропотливое, требует особой усидчивости, но результат того стоит.
– Сначала надо выбрать форму…
– Да, это так, – подтверждает мастер. – Корзина может быть квадратной, овальной или круглой. Начинать надо с простой, прочной и красивой конструкции, которую называют кошиком. Сделать это не представляет особой сложности. Они вместительные, устойчивые, отлично подходят для сбора ягод, грибов, картошки, удобные в переноске.
– Какие инструменты нам понадобятся? – интересуюсь.
– Ничего особенного не надо, – говорит Иван Григорьевич. – Нож, плоскогубцы, ножовка по металлу. Понадобится проволока диаметром от 0,2 до 7 мм. Толстая – для основы, средняя – для оплетки, а тонкая – для плетения и отделки. Проволока – универсальный материал, который можно свивать в спирали, обматывать другой проволокой, скручивать в жгуты, использовать для узора.
– Приступим?
– Сначала делаем основу, она состоит из двух обручей, – говорит Иван Григорьевич и показывает толстую проволоку. – Берем по отрезку одножильного алюминиевого провода диаметром 7 мм, длиной чуть больше метра. Концы на участке длиной 4,5 см распиливаем вдоль пополам ножовкой по металлу. Обрезаем по одной половинке провода от каждого расщепа. Стыкуем обруч обрезанными концами, обматываем их тонкой проволокой. Для создания каркаса обручи устанавливаем перпендикулярно друг другу, один внутри другого. Вертикальный обруч лучше, чтобы находился снаружи. Место стыка вертикального обруча всегда располагается вниз, там оно будет незаметно под оплетом корзины. Верхняя часть этого обруча будет ручкой. Стык бокового обруча должен находиться на месте перекрещивания обручей. Если обручи разного диаметра, они располагаются со смещением, тем самым придавая изделию нужную форму. В местах пересечения обручей оплетаем каркас алюминиевой проволокой диаметром 2 мм.
Я смотрю и любуюсь, как руки мастера ловко перебирают проволочные прутики. Иван Григорьевич вспоминает, как начал увлекаться этим ремеслом. Плести стал с 12 лет, а научил сосед. Сначала из лозы – всего пару уроков, а далее уже, как говорится, работай сам. Конечно, на первых порах не все так удачно – и кривенько, и не получалось. Но парень все равно не отступал. И сейчас с улыбкой вспоминает свою самую первую корзинку. И пусть она была не совсем красивой, но сделана со всей душой.
– Лоза, как и проволока, легкодоступный материал, только в отличие от проволоки и упаковочной ленты, прутья лозы нужно правильно заготовить и обработать, – рассказывает Иван Григорьевич. – Заготавливать прутья необходимо поздней осенью или ранней весной, потому что как раз в это время нет сокодвижения в дереве. Выбираем длинные побеги без ответвлений, делаем срез под небольшим углом, при этом нельзя срезать все прутья с одной ветки. Если все сделать правильно, обрезка не навредит дереву, даже, наоборот, омолодит ивовые заросли. Если прутья срезаны весной, то очистить лозу от коры практически не составит труда. Если осенью, то очищать можно только после проварки, тогда кора станет более мягкой. Можно, конечно, и не снимать кору с прутьев, такая лоза отлично подходит для плетней и хозяйственных корзин. Более утонченные плетеные корзины из лозы получаются из окоренного материала. Во время плетения материал важно смачивать, чтобы сохранить его эластичные свойства.
Пока беседовали, Иван Григорьевич уже собрал каркас для нашей корзины.
– Мы уложили 10-11 витков крепления по обеим сторонам корзинки, вставили в дно между обручами по три ребра жесткости из стальной проволоки диаметром 3 мм длиной примерно полметра, – комментирует мастер. – А чтобы каркас во время плетения не деформировался, мы закрепили его снизу по центру проволокой – по одному разу обернули ей каждое ребро. Теперь оплетаем их по спирали, делая вокруг ребер по два-три витка. Дойдя так до верхнего обруча, оборачиваем его шесть-семь раз проволокой и разворачиваем работу в обратную сторону. С противоположной стороны ручки заплетаем дно корзинки аналогично – по направлению к центру.
В последнюю очередь мы обвили ручку изделия алюминиевым проводом в оплетке диаметром 2-3 мм.
– Корзина готова, – с улыбкой сказал Иван Григорьевич. – Она прочная, особенно хороша для сбора овощей в огороде: земля просыпается сквозь сетку, а поскольку она не ржавеет, овощи можно вымыть струей воды прямо в корзине. Вообще в плетеных корзинах овощи и фрукты могут храниться очень долго, ведь внутри изделия хорошо циркулирует воздух.
Кошик получился функциональный и симпатичный – ажурный и разноцветный. С таким не только в огород или за грибами, но и на рынок можно, в магазин или на пикник.
Подведем итоги. Прошло примерно часа три. За работой мы говорили о разном. Но, в основном, о ремесле. Замечу, что сплести за такое короткое время способен только профессионал. Вообще, скажу я вам, занятие это и правда очень увлекательное. И не удивительно, что Иван Григорьевич без этого уже себя и не представляет – целый шкаф ломится от корзин. Причем, самых разных размеров и материалов – из проволоки, а также из ленточной упаковки и шпагата. Совсем скоро они найдут себе хозяев. Иван Григорьевич делает их не только себе, но и друзьям, знакомым, соседям. Увидеть корзинки можно и во время разных мероприятий, проводимых в местном Доме культуры.
Еще один повод удивиться представился мне в доме гостеприимного хозяина. Прямо в прихожей я увидела на стене несколько чучел из голов щук. Оказывается, Иван Григорьевич любит порыбачить, а наиболее удачные трофеи занимают почетное место в доме. Например, самая большая голова – от шестикилограммовой рыбины. Кстати, чучела мастер тоже делает сам. Здорово получилось, рыба как живая. В комнате на столике, который он тоже сделал сам, красуется изящная плетеная ваза. На стенах – деревянные резные рамочки с фотографиями. Ну что тут скажешь – настоящий мастер!