– Родом я с Украины, – рассказывает Людмила Силовна. – Познакомилась с парнем, вышла замуж, переехали на его малую родину. Это было в 1961 году. Устроилась в колхоз «Победа». Сначала работала в бригаде. Потом вышло так, что на подмену требовалась доярка. Попробовала себя в новой сфере, да так и осталась на этом месте аж на 24 года. Сегодня название моей профессии звучит на современный лад – оператор машинного доения. Но я вам скажу, по сей день суть работы не изменилась-то. Разве что многое делается автоматизированно.
– И сколько в вашей группе было голов?
– 14-15, доили вручную. Стадо на летне-пастбищный период перегоняли в Словчь, а это километров 17 от колхоза. Для чего так делали? Так ведь там луговые угодья были получше. А у нас начиналась сезонная разъездная работа. Трехразовая дойка, опять же повторю, вручную, в любую погоду. Всего хватало – палящее солнце, порывистый ветер, дожди-ливни, назойливые слепни… Оставались в Словчи ночевать, чтобы успеть на утреннюю дойку. И в таком режиме трудились до осени.
– А как же дом, семья?
– И большое хозяйство! Вот так вот, всюду успевала. Молодая, энергичная была, старалась никого не обделить вниманием, лаской и заботой.
Со временем поголовье в группе Людмилы Силовны увеличилось – она доила 20-25 коров. Усовершенствовался процесс дойки – в обиход прочно вошли доильные аппараты.
– Сейчас в этом нет ничего сложного, – продолжает Людмила Силовна. – А тогда было как-то необычно, в принципе, как и в освоении всего нового. Время понадобилось, пока привыкла к инновации. И сегодня, когда вспоминаю, всегда улыбаюсь: к одной корове подключу доильный аппарат, а другую руками дою, так и быстрее будет, и буренке нет надобности ожидать…
– По именам своих подопечных помните?
– А как же! Ничего необычного – Ласточка, Зорька, Малышка… Зорька у меня рекордсменка – по 20 литров молока в день от нее получала! А вообще, на одну фуражную корову надаивала по 3 500 килограммов. Тяжело приходилось, привезут зеленую массу, на улице разделим, кому сколько. Затем, как говорят на селе, – ношку на плечи и пошла по рядам. Это уже потом ленты для раздачи кормов появились.
Стоит отметить, что Людмила Силовна Чеснович всегда была в передовиках, не раз слышала в свой адрес от руководства слова благодарности за труд, получала подарки.
– Но самая ценная для меня награда – медаль «За трудовую доблесть», – говорит ветеран труда. – Часто показываю ее своим внукам и правнукам. Бывает, просто достану медаль – и вся работа в который раз проходит перед глазами. Мои коллеги по цеху Ирина Белая, Паша Дроздова, Нина Пыжик, Лариса Шидловская, Татьяна Квятковская… Мои буренки, добрые и ласковые, спокойные и строптивые… Каждый день на работу не шла, а бежала, все время переживала за животных, чтобы были накормлены, подоены. Бывало, пропадет электричество, доильные аппараты, естественно, не подключишь. Так мы и не ждали, доили коров по старинке.
Счастливая женщина – всю жизнь на своем месте. К слову, Людмила Силовна Чеснович еще и по-настоящему богатая. С мужем они вырастили и воспитали четверых детей. Сыновья живут в Великой Слободе, одна дочь – в Минске, вторая – в Украине.
– Но и это еще не все мое богатство, – улыбается Людмила Силовна. – Продолжают род Чесновичей 8 внуков и 11 правнуков! В выходные большой и дружной семьей соберемся за праздничным столом, а поговорить нам есть о чем.