Николай Качан родился и вырос в деревне Лисичино. Восемь классов закончил в Лисичинской школе. С 9 по 10 класс учился в Холопеничской СШ. Так получилось, что Николай призывался в армию дважды. Первую повестку получил в октябре 1981 года. Службу должен был проходить в автомобильных войсках в Московской области, но получил отсрочку до весны из-за болезни. Уже весенним призывом, в мае 1982 года Николай Качан был призван Крупским районным военным комиссариатом в ряды Вооруженных Сил СССР и направлен в учебное подразделение в/ч 73701 г. Теджен Туркменской ССР в 3-й батальон, 3-ю роту, где осваивал специальность «механик-водитель БМП». Он знал, что его ждет, так как общевойсковая танковая «учебка», располагавшаяся в Туркменском военном округе, готовила специалистов для ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Вот уже служба подходила к концу, но внезапно Николай заболел. Его отправили лечиться. После чего предоставили отпуск и он оказался дома. Но не надолго…
30 марта 1982 года рядовой Качан прибыл для дальнейшего прохождения службы в Демократическую Республику Афганистан – г. Кандагар 70-ю отдельную гвардейскую мотострелковую бригаду в/ч п.п. 71176 «Ж» десантно-штурмовой батальон, изначально выделенный из состава 56-й дшб г. Гардез и переданный 70-й мотострелковой бригаде. Николай был определен в 3-ю десантно-штурмовую роту 2-й десантно-штурмовой взвод на должность механика-водителя БМП.
– О том, что Коля служит в Афганистане, мы узнали из его письма, которое он нам прислал. В нем было одно слово – «ДРА», – рассказывает его сестра Анна Качан. – Мы знали, что там идет война, что люди гибнут. Поэтому очень переживали. Тем более, Коля находился в Кандагаре, там, где шли постоянные бои.
«Кандагар – он город хмурый, день и ночь грохочут буры» – слова из солдатской песни передают ту тяжелую обстановку, которая всегда была в этом районе. Теперь уже не секрет, что Кандагар был самой горячей точкой в Афганистане. Большая часть оружия, ввозимого в Афганистан, проходила через Кандагар, через эту южную провинцию. Мятежники, которыми буквально был напичкан этот район, не шли на примирение с правительством. У них была своя стратегия – создать на юге страны, при содействии Пакистана, новое государство. В этой горячей точке оказался рядовой Качан, где ему предстояло выполнять боевые задания. Для десантно-штурмового батальона был такой режим работы: десять дней воюют, затем – отдых, пополнение боекомплекта – и снова в бой. Основной задачей было не пропустить караваны с оружием для моджахедов с территории Пакистана.
В зону ответственности бригады входила «зона ЮГ». Это долины и выжженная солнцем пустыня, это горы и зеленка, где душманы могли легко укрыться, устроить засаду и нанести удар. Воевать батальону приходилось много. Рядовой Качан принимал участие в составе бронегруппы батальона по блокированию путей отхода мятежников, в боевых рейдах на Калат, Панджшер, Чарикар, Чаман, сопровождении колонн и реализации разведданных.
Вот строки из служебной характеристики на гв. рядового Николая Федоровича Качана: «…Принимал неоднократное участие в боевых операциях батальона по оказанию интернациональной помощи афганскому народу. За мужество и героизм награжден медалью «За боевые заслуги».
21 июля 1984 года Николай был демобилизован из рядов Советской Армии.
– Сколько радости было, когда Коля вернулся домой живым и здоровым, – вспоминает сестра. – Он не любил рассказывать об Афганистане. Говорил лишь то, что было много боевых выходов, в которых на его глазах гибли товарищи. Постоянно находились в напряжении, спали с автоматами. Проблемы были с водой. Рассказывал, как один парень пошел за водой и не вернулся. Дороги заминированные. Жили одним днем. Первое время после Афганистана Коля не мог спокойно спать. Постоянно просыпался и судорожно искал автомат. Но Коля у нас был парень смелый, пробивной, трудностей не боялся. После Афганистана он быстро восстановился.
Устроился на Минский тракторный завод, работал в сборочном цехе. Вскоре женился, родился сын. Но счастье было недолгим – всего три года. В 1987 году Николая Федоровича не стало.
– Казалось бы, столько раз рисковал своей жизнью в Афганистане, а погиб в мирное время, – с болью в сердце говорит сестра Алла. – Но погиб, как настоящий герой. Получилось так, что вместе со своей супругой и другими людьми он переправлялся на лодке через реку Березина. И на самой середине лодка перевернулась. Ира плавать не умела. Коля бросился ее спасать. Дотащил до какого-то островка, река была широкая, а сам хотел плыть помогать другим, но тут попал в водоворот. Изо всех сил пытался выбраться, но так и не смог...
Когда Николая не стало, его сыну было всего 10 месяцев. Сейчас Руслан работает и учится в сельхозакадемии в Горках. У него семья. Коля мог бы стать дважды дедушкой. Судьба распорядилась иначе, но память о нем всегда будет в любящих сердцах.