В 2023 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом: «Грамотный потребитель – ответственный бизнес». Исследования показали, что ключевой проблемой, оказывающей негативное влияние на потребительский спрос и подрывающей экономическое развитие, остаются недобросовестные действия продавцов, мошеннические схемы и обман потребителей. А ведь согласитесь, что в торговую точку или сферу услуг, в другое место, где вас ждут как потребителя, вы вряд ли вернетесь, если в ситуации, где по закону вы правы, владелец или продавец поведут себя недобропорядочно.
Потребитель – каждый из нас. Им становится человек, приобретая товары и услуги, которые необходимы для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха. И естественное желание каждого, чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости. В несправедливых ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены, и как их отстоять. Поэтому факт остается фактом: знать свои права – важно, а уметь применять знания в жизни – еще важнее. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране и был принят Закон «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей», любой потребитель имеет право на:
• просвещение в области защиты прав потребителей;
• информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
• свободный выбор товаров (работ, услуг);
• надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
• возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;
• государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;
• Общественную защиту своих прав;
• создание общественных объединений потребителей.
Как отмечает уполномоченный по защите прав потребителей в Крупском райисполкоме Татьяна Козловская, в 2022 году от граждан Крупского района было подано 5 заявлений о нарушении прав потребителя. И если в предыдущие годы заявления подавались преимущественно о приобретении некачественных товаров, то начиная с 2021 года преобладают жалобы на услуги. К примеру, в 2022 году обращения поступали на несоблюдение условий договоров на установку окон ПВХ, изготовление мебели и строительные работы.
По всем обращениям были составлены иски в суд, где виновным, согласно действующему законодательству, был присужден возврат потребителю денежных средств, с учетом неустойки за каждый день просрочки, а также возмещение убытков, понесенных потребителем и моральный вред. Кроме этого, виновные понесли расходы в виде уплаты в местный бюджет стопроцентной суммы иска. Общая сумма денежных средств, взысканных с виновных лиц, составила 97 405,94 рубля, в том числе в районный бюджет – 47 563 рубля.
Недобросовестными исполнителями договоров являлись юридические лица и индивидуальные предприниматели г. Борисова, Гомеля и Витебска.
– Работниками отдела экономики на постоянной основе проводятся консультации граждан, в том числе по телефону, о правомерности действий покупателей и продавцов (исполнителей), – отмечает Татьяна Михайловна. – Задать вопросы и озвучить проблемы, которые возникают у потребителя, можно в рабочие дни по телефону 2-78-33.
Государственными органами по защите прав потребителей являются:
• Министерство торговли Республики Беларусь – уполномоченный государственный орган, регулирующий сферу защиты прав потребителей;
• уполномоченные по защите прав потребителей местных исполнительных и распорядительных органов.
С актуальной и полезной информацией по защите прав потребителей, можно также познакомиться на сайте МАРТ.
Грамотный потребитель – это стимул для субъекта бизнеса по выпуску качественного товара и индикатор, который определяет уровень жизни населения страны в целом.